Новые дороги, по которым ездят современные новые автобусы — реальность исторических регионов сегодня, хотя еще несколько лет назад сложно было себе представить такое преображение. О том, какие еще перемены ждут транспортную сферу Донбасса и Новороссии и что было сделано за последнюю трехлетку, Донецкое агентство новостей поговорило с министром транспорта России Андреем Никитиным.
Все четыре региона Донбасса и Новороссии вошли в состав России с крайне плачевным состоянием автодорог. В настоящее время ситуация изменилась радикально. Как Минтранс оценивает прошедшую трехлетку? Как ремонт дорог в Донбассе сказался на транспортном потоке по Югу России, снизилась ли нагрузка на дороги Придонья и Кубани?
За последние три года была проделана масштабная работа. С 2022 по 2024 годы восстановлено более 4,5 тыс. километров автомобильных дорог, включая ключевую федеральную трассу Р-280 «Новороссия» от Ростовской области до Симферополя. Объем федерального финансирования на эти цели составил свыше 270 миллиардов рублей.
Приведение трассы «Новороссия» в нормативное состояние и ее расширение — 94 км уже имеют 4 полосы, а до 2030 года планируется расширить еще 309,4 км — существенно повышает ее пропускную способность и безопасность. Трасса формирует надежный и комфортный сухопутный коридор в Крым, способствуя перераспределению транспортных потоков на Юге России.
Отмечу, что работа по восстановлению дорог ведется в рамках единой государственной программы. В целом на восстановление автодорожной инфраструктуры исторических регионов с 2022 по 2030 годы планируется направить из федерального бюджета более 700 миллиардов рублей. За этот период общая протяженность восстановленных дорог должна превысить 12 тыс. километров, что составит 56% от всей сети дорог новых субъектов.
Трасса «Новороссия» активно строится, на территории ДНР она уже по большей части имеет по две полосы движения в каждую сторону. В какие сроки аналогичное расширение произойдет в Запорожской и Херсонской областях? Какое будет оценочное время проезда по трассе от Ростовской области до Крыма?
Работы по расширению трассы «Новороссия» ведутся поэтапно на всей ее протяженности. На сегодняшний день в рамках реализации проекта уже построено 94 километра дороги с четырьмя полосами движения. Что касается сроков дальнейшего расширения магистрали, то в период с 2026 по 2030 годы планируется расширить до четырех полос еще 309,4 километра трассы.
Одновременно с этим для повышения пропускной способности и улучшения транспортной ситуации в крупном узле опережающими темпами планируется завершить строительство обхода города Мариуполь.
Реализация этих масштабных мероприятий — расширения основных участков и строительства обходов — в комплексе позволит значительно повысить среднюю скорость движения, надежность и безопасность на всем маршруте от Ростовской области до Крыма. Конкретное расчетное время проезда по завершении работ будет определено по мере готовности проектов и завершения строительных этапов. Наша ключевая задача — создать современную, высокоскоростную магистраль, интегрированную в единую транспортную систему страны.
Каких принципиальных успехов удалось достичь в сфере желдора Донбасса и Новороссии за три года?
За три года в сфере железнодорожного транспорта Донбасса и Новороссии удалось достичь принципиальных успехов, которые заложили основу для полной интеграции в общероссийскую транспортную систему. Прежде всего, в 2023 году была создана единая управляющая компания — федеральное государственное унитарное предприятие «Железные дороги Новороссии», которое объединило коллектив почти в 17 тыс. человек и стало системообразующим для исторических регионов. За это время проведена масштабная работа по восстановлению инфраструктуры: выполнен капитальный ремонт порядка 100 километров пути, отремонтирован вокзальный комплекс в Мариуполе, поставлены 45 новых локомотивов и 21 состав электропоездов для пригородного сообщения, а также проведен капитальный ремонт 70 локомотивов.
Одним из ключевых стратегических достижений стало завершение строительства и запуск рабочего движения на первом участке новой железнодорожной линии Карбидный — Кичиксу протяженностью 59 километров, что позволило открыть сухопутный железнодорожный коридор на Крымский полуостров и уже обеспечить перевозку более 2 миллионов тонн грузов. Эти усилия привели к ощутимому росту перевозок: по итогам 2024 года по железным дорогам новых регионов перевезено более 20 миллионов тонн грузов и около 1 миллиона пассажиров, при этом за 11 месяцев года мы наблюдаем увеличение грузоперевозок на 7%, а пассажиропотока в пригородном сообщении — на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На каком этапе разработка плана восстановления Донецкого и Мариупольского аэропортов? В какие сроки возможен запуск воздушных гавань?
Запланировано восстановление аэропортов в Донецке, Мариуполе, Луганске, а также в ряде других крупных городов в исторических регионах.
В настоящее время решается комплекс первоочередных вопросов: разграничение объектов имущества (планируется завершить в 2026 году), разминирование территорий (также до 2026 года), проведение технического обследования и разработка проектной документации. По аэропорту Мариуполь принято решение о его определении в качестве гражданского с совместным базированием авиации Минобороны. Работы по его восстановлению в интересах Минобороны могут быть выполнены не ранее 2028 года. Таким образом, конкретные сроки запуска гражданских воздушных гаваней будут определены после завершения этих первоочередных этапов.
Какие масштабные инфраструктурные проекты планируются в Донбассе и Новороссии по части транспортного развития?
В Донбассе и Новороссии реализуется и планируется комплекс масштабных инфраструктурных проектов, охватывающих все виды транспорта и рассчитанных на период до 2030 года. В сфере автомобильных дорог ключевыми задачами являются дальнейшее расширение трассы «Новороссия» до четырех полос движения — к уже имеющимся 94 километрам до 2030 года добавятся еще 309,4 километра, а также завершение строительства обхода Мариуполя опережающими темпами. В целом за период с 2022 по 2030 годы планируется восстановить в общей сложности более 12 тыс. километров дорог, на что из федерального бюджета будет направлено свыше 744 миллиардов рублей.
Что касается железных дорог, то помимо текущего восстановления вокзалов, депо и путевой инфраструктуры, ведется проработка строительства второго и третьего участков новой стратегической линии Карбидный — Мелитополь. Значительное внимание уделяется восстановлению морской инфраструктуры: порты Мариуполь и Бердянск не только увеличивают мощность и глубину акватории, но и начинают работы по подъему затонувших судов, параллельно оценивается потенциал портов Скадовск и Геническ в Херсонской области.
Завершает картину планомерная работа по комплексному восстановлению аэропортов в Донецке, Луганске, Мариуполе и в ряде других крупных городов в исторических регионах, которая после решения вопросов по разграничению имущества и проведению разминирования территорий перейдет в стадию разработки проектной документации и последующей реализации.
Все эти проекты в совокупности направлены на создание современной, взаимосвязанной транспортной системы, способствующей экономическому развитию и нормализации жизни людей в новых регионах.
Как идет работа по развитию локальной транспортной связности внутри исторических регионов, в частности, по восстановлению социально значимых маршрутов и обновлению парка общественного транспорта?
Минтранс уделяет пристальное внимание восстановлению нормальной повседневной жизни людей в исторических регионах. Это включает возобновление и запуск новых социально значимых муниципальных и межмуниципальных маршрутов. Остановлюсь на примере Донецкой Народной Республики. Так, в январе 2025 года был запущен маршрут Красная Поляна — Волноваха, а также, после длительного перерыва, возобновлен маршрут между Ясиноватой и Донецком. Всего по итогам открытого конкурса в ДНР выдано 88 свидетельств на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам. Особое внимание уделяем обновлению общественного парка. В 2025 году в ДНР в рамках различных программ поддержки, включая льготный лизинг и программу социально-экономического развития, планируется поставить 89 новых автобусов. Большая часть из них уже поставлена.
Как Минтранс оценивает развитие пунктов пропуска на границах исторических регионов и как это повлияло на логистику и туристические потоки, особенно в Крым?
Развитие пунктов пропуска — это критически важное направление для интеграции и нормализации экономических связей. На сегодняшний день на границах исторических регионов функционируют 15 автомобильных пунктов пропуска. Проведена масштабная модернизация, в том числе ключевых пунктов пропуска в Крыму — Джанкой и Армянск, что было особенно важно в связи с растущим туристическим потоком.
В целом, благодаря этой комплексной работе, общая пропускная способность всех пунктов пропуска за всё время работ выросла в 3 раза — с 14,7 тыс. до 38 тыс. транспортных средств в сутки. Это создало техническую основу для сокращения времени ожидания. Наша текущая задача — оптимизировать процессы так, чтобы фактическая пропускная способность максимально соответствовала растущим потокам и обеспечивала должный уровень комфорта для пассажиров и водителей.
Один из стратегических приоритетов — интеграция исторических регионов в единую транспортную систему. Можете ли вы привести конкретные примеры такой интеграции на уровне пассажирского сообщения с другими регионами России?
Интеграция — это не только инфраструктура, но и налаживание прямых связей. Яркий пример — активное развитие межрегионального автобусного сообщения. Только в 2025 году при взаимодействии Минтранса ДНР и ФБУ «Росавтотранс» был открыт 161 межрегиональный маршрут, связывающий города ДНР с населенными пунктами других субъектов Российской Федерации. Это позволяет жителям беспрепятственно и комфортно путешествовать, посещать родственников, решать деловые вопросы по всей стране.
Какие ключевые результаты в восстановлении морских портов исторических регионов можно отметить, и как это меняет экономический ландшафт?
Морские порты — это ворота для торговли и развития. Мы целенаправленно работаем над восстановлением потенциала портов Мариуполь и Бердянск. По итогам 11 месяцев 2025 года их грузооборот составил 263,6 и 211,3 тысячи тонн соответственно.
В Мариуполе ведутся дноуглубительные работы, которые позволят принимать более крупные суда вместимостью до 25 тыс. тонн. Кроме того, подписано распоряжение о создании в порту Мариуполь постоянного многостороннего грузового пункта пропуска. Это откроет новые возможности для внешней торговли и станет драйвером для раскрытия экономического потенциала всего региона.
Работа в исторических регионах сопряжена с особыми рисками. Увековечена ли память о тех, кто погиб при выполнении своего долга?
Мы никогда не забудем подвиг транспортников, которые, рискуя жизнью, восстанавливали инфраструктуру. Трагическим примером является гибель пяти железнодорожников 29 января 2023 года на мосту через реку Молочная во время ремонтных работ. В память о погибших установлен памятник, выполненный из рельсов и щебня, взятых с места трагедии.
Мы обязаны обеспечить максимальную защиту тем, кто продолжает эту работу. Для этого, в частности, создаются специальные поезда с усиленной защитой для локомотивных бригад на опасных участках, применяются особые организационные меры. Самоотверженный труд сотрудников транспортной отрасли в исторических регионах — это не просто ремонт путей и дорог, это проявление героизма и мужества, возрождающее жизненно важные связи для миллионов людей.