Регион греков, чебуреков, энергетики и сельского хозяйства — Старобешевский муниципальный округ ДНР. Он пострадал от военных действий, развязанных Киевом, а еще — от бесхозяйственности украинских политиков, которые в довоенные годы лишь запускали перспективные территории, отдавая их на откуп бизнес-монополистов. С приходом России эта традиция сломлена, а местные жители впервые за долгое время почувствовали надежный тыл. В этом им помогает Бурятия. О том, что уже сделано и какие планы, мы поговорили с главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым.
— В прошлом году у нас с Вами состоялся обстоятельный разговор, который касался целого комплекса вопросов о том, как жители Бурятии помогают ДНР и какие связи установились между нашими регионами. Наверное, разговор сегодняшний будет в некотором смысле продолжением. Бурятия является шеф-регионом Старобешевского округа. С Вашей точки зрения, Алексей Самбуевич, каких успехов удалось достичь, каковы планы на обозримое будущее?
— В первую очередь, все-таки жизнь в районе налаживается. Детские сады, школы ремонтируются. Причем ремонтируются совместно — по программе, которая финансируется за счет Республики Бурятия, и то, что идет по линии Министерства просвещения Российской Федерации, где мы софинансируем или помогаем вместе сделать то, что не попало в федеральную программу. Мы объединяем усилия.
Читайте также: Бурятия до конца года обновит пять участков водоводов в Старобешево
Плюс с нашей помощью округ вошел в программу «Комплексное развитие сельских территорий», и почти полмиллиарда рублей в этом году по этой программе муниципалитет получает от Минсельхоза России. Опять же, мы делали программу, делали обоснование, обеспечиваем софинансирование этой программы. И в итоге в Донецкой Народной Республике Старобешевский район по линии КРСТ получает больше всех средств.
— Отслеживаете ли Вы в данном случае динамику? Насколько это имеет определенный отклик, в том числе, может быть, в деловой активности, в бизнес-активности?
— Люди на месте могут объективно оценивать, но нам кажется, что все-таки активность повышается и качество жизни повышается. При этом взаимодействие, которое мы наладили между людьми, попросту говоря, «люди — люди», — тоже активное.
Мы продолжаем возить детей на Байкал в лагеря, культурный обмен, обмен опытом по интеграции в современные программы, которые на уровне федеральных органов выполняются — по линии Минпросвещения, Минфина, Минэкономразвития, Минстроя — помогаем везде. Есть определенные правила получения федеральных субсидий, конкурсные отборы — их надо правильно пройти. То есть подготовить документацию, обоснование, чтобы среди заявок из других регионов или районов выиграть. У нас это организовано, и, мне кажется, неплохо получается.
На этот год у нас по Старобешевскому округу программа рассчитана примерно на 390 миллионов. Это касается и ремонта школ, других социальных учреждений, и водопроводов, и поставок оборудования и техники. Сейчас, к примеру, прорабатывается необходимость ремонта здания администрации — оно уже пошло трещинами, аварийное. Это последствия еще 2014–2015 годов сказываются, когда были обстрелы. Нужные решения по нему уже найдены.
В общем, мы с округом на постоянной связи. Взаимодействие очень плотное — штабы по восстановлению проходят несколько раз в месяц.
— Проблемы в Донбассе накапливались годами, и Старобешево в этом точно не исключение. Могли бы оценить, в течение какого срока реально решить основные проблемные места в округе или это в большей степени процесс бесконечный?
— Вопрос реализации социальных задач не имеет завершения, потому что каждый год возникает новое, с каким упорством ни подходить к вопросу. Сегодняшняя программа сверстана до 2030 года, а дальше жизнь покажет. Мы понимаем, что в ближайшие несколько лет будем вместе. К Старобешевскому району относимся как к своим — как просто еще одному району Бурятии. Поэтому вопросы развития — это то, что не будет иметь конца. Это постоянная, перманентная задача.
— А есть идеи в плане развития бизнеса района?
— Соглашусь, необходимо развивать местный бизнес, поскольку это — рабочие места, доходы местного населения. Сейчас здесь в приоритете сельское хозяйство, малый и средний бизнес. По части взаимодействия с МСП мы своими практиками поделились.
Читайте также: Новое пространство для молодежи Старобешевского округа откроется уже скоро
— Бурятия в последние годы достигла недюжинных успехов в развитии военной промышленности, став одним из лидеров по производству БПЛА. Какие планы в этой отрасли?
— Мы стали производить средства радиоэлектронной борьбы, которые уже зарекомендовали себя как эффективные. Они работают на тех частотах, которые пока еще недостаточно активно применяются. FPV-дронами сейчас никого не удивить, другими подобными вещами тоже, машинами или наземными этими роботами гусеничными — ну, мы их сделали, уже поставили. Сейчас у нас новое направление — это РЭБ.
— РЭБ для автомобилей больше или тяжелой техники?
— Стационарный, автомобильный, переносной — пока у нас в производстве три категории средств РЭБ. Наша задача — обеспечить подразделения современной техникой. Возможно, это направление заинтересует бизнес. Мы готовы предоставить предпринимателям определенные льготы, но в первую очередь, поддержка в этом вопросе идет по линии Юрия Петровича Трутнева (полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе — прим. ДАН), по ТОР «Патриотическая» идет финансирование — это бюджетное финансирование! То, что поставляется в военные части, идет бесплатно.