Донецк, 7 июл — корр. ДАН. История водонапорных башен исчисляется столетиями, крупные города, в том числе Донецк, активно использовали их и в ХХ веке, в более мелких поселениях они востребованы и сегодня. Почему сейчас многие башни заброшены, и есть ли те, которые до сих пор работают, выяснили корреспонденты ДАН.
Материал посвящен памяти
донецкого краеведа и журналиста Анатолия Жарова,
погибшего в апреле 2022 года при исполнении воинского долга.
В современных реалиях нехватки воды взгляд поневоле цепляется за массивные сооружения в различных районах Донецка — водонапорные башни. Лишь малая часть на сегодняшний день используется или может применяться по прямому назначению. Прочие остались своеобразными памятниками архитектуры.
Для чего нужны водонапорные башни
Водонапорные башни устроены просто: накопительный бак, установленный на высокой опоре, откуда вода под необходимым давлением подается по трубам в жилые дома, на предприятия или другим потребителям. Использование таких сооружений позволяет сделать необходимый запас воды, например, на случай пожара.
Система водонапорных башен еще и регулирует расход воды в городской сети. Дело в том, что насосные станции рассчитаны на непрерывную и равномерную работу и не могут компенсировать пики потребления воды в течение суток. Например, ночью, когда расход воды минимален, ее избыток накапливается в башнях, а затем используется днем, когда потребность возрастает в соответствии с бытовыми или техническими нуждами.
Предшественниками водонапорных башен считаются накопительные резервуары водопроводов Римской империи. Из них по системе акведуков, свинцовых или деревянных труб вода самотеком поступала в дома или бани — термы.
В древнерусских городах самотечные водоводы известны с XI века, а в 1519 году в Пскове был построен первый русский водопровод с искусственным подъемом воды. Цари династии Романовых с XVII века развивали и совершенствовали сеть водоснабжения. Поддержание необходимого давления происходило с использованием насосов с механическим приводом.
Развитие водопроводов связано с тем, что Романовы владели крупными мануфактурами и мастерскими при кремлевском дворце. Соответственно, производство уже тогда требовало много воды. С развитием промышленности совершенствовались и системы подачи воды, а XVIII–XIX века можно считать эпохой водонапорных башен в России.
Рост населения и совершенствование санитарно-гигиенических норм тоже сказались на развитии городского водопровода. В частности, деревянные и свинцовые (а свинец является тяжелым металлом) трубы заменяются чугунными.
Как текла вода в Донецке
Можно сказать, что на проектирование водопроводной сети Донецка значительно повлиял ландшафт. Сеть улиц-линий и сам рельеф местности были благоприятны для выстраивания схемы подачи воды. Изначально проект охватывал только центральную часть города — современный Ворошиловский район и заводской поселок Ларинку возле Донецкого металлургического завода.
К 1926 году в городе уже существовали несколько небольших локальных систем водоснабжения, это были ведомственные водопроводы. Первый из них принадлежал железнодорожной станции Юзово, и не случайно.
В качестве локомотивов тогда использовали паровозы, а они потребляли большое количество воды. Поэтому было устроено соответствующее хозяйство станции, построена водонапорная башня. После химической очистки и санитарной обработки этой же водой снабжались вокзал, вагонное депо и дома располагавшегося рядом поселка железнодорожников.
По такому же принципу строились и другие водонапорные башни на железнодорожных станциях. Можно сказать, что на первых порах гораздо важнее было дать воду паровозам и другим механизмам, а уже во вторую очередь заботились о централизованном водоснабжении рабочего персонала.
В 1929–1931 годах в городе были построены соответствующие коммуникации длиной 40 километров, и Сталино было включено в систему Вседонецкого водопровода. Система водоснабжения не уступала на тот момент лучшим европейским гидротехническим сооружениям. Общая протяженность составила 55,3 километра. Водопровод начинался водозабором в селе Кипучая Криница, а заканчивался водонапорной башней жилого массива «Стандарт» на улице Куйбышева. На первом этаже башни была оборудована насосная станция.
В конце 1930-х годов протяженность сети составляла уже 79 километров, а потребление воды на душу населения — 50 литров в сутки. В дальнейшем планировалось довести норму потребления до 150 литров в сутки.
Одна из действующих водонапорных башен
Гидротехническое сооружение на территории Донецкого металлургического завода можно увидеть со стороны Центрального универмага и конечной остановки троллейбусного маршрута № 1. Эта водонапорная башня является одной из немногих действующих в городе и на сегодняшний день. Она относится к Цеху водоснабжения (ЦВС) металлургического предприятия.
Дело в том, что в процессе выплавки чугуна и стали широко используется водяное охлаждение конструкций, находящихся под воздействием высоких температур в доменных, сталеплавильных и нагревательных печах. В этом случае ЦВС осуществляет физическую — с помощью различных фильтров — и химическую — при помощи реагентов — очистку воды, которая поступает в оборотный цикл водоснабжения завода. Одним из элементов этого цикла является и водонапорная башня.
«Водонапорная башня», которая таковой не является
Сооружение в Калининском районе Донецка недалеко от перекрестка улиц Марии Ульяновой и Овнатаняна тоже многие считают водонапорной башней, однако это не так. Согласно материалам авторского сайта донецкого краеведа, журналиста и писателя Евгения Ясенова, это сооружение является копром шахты 5/6 имени Калинина.
И тем не менее, эта промышленная постройка тоже является по-своему уникальной. Впервые в Советском Союзе в городе Сталино построен башенный копер из сборного железобетона для многоканатной подъемной машины с барабаном диаметром 1,7 м. Он предназначен для транспортировки угля и породы с больших глубин.
Здание подъема шахты высотой 40,6 метра имеет в плане шестнадцатигранную форму. В нижнем основании диаметр составляет девять с половиной метров, а в расширяющейся части — 11 метров. Внутри на высоте более 30 метров установлены подъемная машина и бункер для породы.
Особый интерес представляла собой конструкция монолитного железобетонного «стакана» на высоте 29 метров с карнизом для расширяющейся части сооружения и фундаментом под подъемную машину.
На сегодняшний день это сооружение не функционирует и представляет ценность лишь как элемент промышленной архитектуры города.
К сожалению, время безжалостно и к людям, и ко многим творениям их рук. То, что было ранее необходимым, теперь становится ненужным и даже лишним. Водонапорные башни — в том числе: со временем какие-то из них обрушатся сами, другие будут демонтированы, некоторые же, надеемся, сохранятся и, возможно, будут превращены в музеи. Пока же просто полюбуемся этими удивительными строениями — такими разными, хранящими историю и особую атмосферу шахтерской столицы.
***
Больше новостей в телеграм-канале ДАН