Фото: Донецкое агентство новостей

Москва, 25 окт — ДАН. В начале октября в Музее современной истории Росси в Москве открылась выставка «По окопам переднего края» в рамках народного проекта «Уголь земли русской» и при поддержке Минкультуры России, Президентского фонда культурных инициатив и Комитета семей воинов Отечества. Корреспондент Донецкого агентства новостей отправился на нее, чтобы рассказать истории воинов, которые встали на защиту России, и людей, которые пишут их портреты на передовой.

Творческий фронт

В истории с выставкой «По окопам переднего края» все глубоко символично. Она проводится в центральном здании Музея современной истории России — в самом центре столицы, на Тверской улице. У входа в старинный особняк стоит французская «длинная» пушка де Банжа — тогда еще союзническая Франция поставила России 60 таких орудий во время Первой мировой войны. Конкретно эту пушку, говорят, использовали бойцы красной гвардии, когда выбивали юнкеров из Кремля.

Больше века спустя французское руководство помогает уже неонацистскому киевскому режиму, посылает в зону СВО своих инструкторов и офицеров, делится разведданными и отправляет артиллерию — в частности, самоходные артиллерийские установки Caesar. Еще в начале специальной военной операции киевские войска потеряли почти всю артиллерию советских времен калибра 152 мм, поэтому теперь основными для них стали поставляемые НАТО орудия со стандартным калибром альянса — 155 мм.

Улыбаемся хитросплетениям истории и проходим внутрь. Билетная касса слева, билет для взрослого стоит 200 рублей. Поднимаемся на третий этаж на лифте и сразу видим их — людей, ради которых сюда и пришли. С фотографий нам улыбаются простые российские парни и мужики — одни задумчиво, другие открыто и радостно. Но это лишь начало.

В основном зале выставки мы сначала знакомимся с предысторией — в небольших «сенях» рассказывают о создателях и авторах первого народного художественного движения «Уголь земли русской». Какие разные судьбы! Вот Макс Фадеев — уроженец Славянска, который снимает боевые действия в Донбассе с 2014 года, и Дмитрий Астрахань — военкор из Донецка. Илья Чистов — доброволец с Дальнего Востока, из легендарной 155 бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, тоже режиссер. Фронтовой писатель «Итальянец», поэт-пулеметчик «Лихой» и поэт из спецназа ВДВ «Друид».

И конечно, главные вдохновительницы движения — Олеся и Виринея Шигины с позывными «Малая» и «Мама». С них все и началось. Олеся — режиссер-документалист, руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества. Она поехала вслед за сыном — тот ушел на СВО добровольцем, и мама захотела снимать настоящих защитников Отечества там, на переднем краю. Ее дочь Виринея отправилась следом — писать портреты бойцов из фильмов мамы. И постепенно привлекла в свое движение других молодых и заслуженных художников.

В первом же большом «отсеке» — десяток портретов. Вот Олеся и Виринея, а вот их герои — такие разные: совсем молодые и уже умудренные опытом, с бородой и гладко выбритые. И лишь во взгляде каждого есть что-то общее, как будто беспокойство. За тех, кого они защищают там, на передовой. Они правда переживают. Цитата бойца с позывным «Калина» очень к месту: «Мама не знает, что я на войне. Для нее я в дальнем плавании. Вернусь, все расскажу. Не хочу волновать. Она поймет…»

А еще в каждом взгляде сквозит железная решимость — нет никаких сомнений, что мы победим. И будет мирное небо над головой. Везде — в Донбассе, Москве, Поволжье и на Северном Кавказе.

Истории в тишине

Олеся Шигина на открытии выставки рекомендовала смотреть ее в полной тишине. И это действительно наилучший способ проникнуться атмосферой. Кроме самих портретов здесь еще много историй — о бойцах от первого лица, от лица их товарищей. И их фронтовые заметки и стихи.

Вот — строки поэта с позывным «Маэстро», а дальше — от бойца с позывным «Самур». И стихотворение самой Олеси Шигиной — о комбриге 45-й бригады. Прямо под его большим портретом с подписью «Паньков Вадим Иванович. Комбриг. Гостомель. 2022 г.».

Большинство портретов написаны углем — символом Донбасса и тепла. И они все — как будто фотографии шахтеров, в копоти и при плохом освещении. Но в то же время с каждой картины как будто льется свет — внутренний, душевный, родной.

В небольшом ответвлении проектор транслирует на стену видео Олеси и Виринеи Шигиных. Вот переписка с братом, ушедшим на фронт. Вот «Малая» обменивается аудиосообщениями с братом, который только-только ушел на СВО добровольцем. А вот «Мама» рассказывает, как провожала сына на передовую. Так и рассказывают: для Виринеи каждый боец — как брат, для Олеси — как сын. Они привозят им письма от детей со всей России, необходимые вещи. И снимают их на службе.

За каждым портретом — яркая уникальная история. И, смотря на них, особенно остро осознаешь: Донбасс и Новороссию сейчас освобождают лучшие мужчины со всей страны. О ком-то из них мы знаем чуть больше: вот, например, легендарный морпех «Струна», Герой России. Другие остаются в памяти по краткому названию портрета: «Ополченец», «Луганский танкист». Или по позывному: «Тор», «Орел», «Байкал».

Даня с позывным «Байкал» из Донецка. И к его портрету Виринея приложила короткую историю. Рассказывает, что позывные у наших бойцов не появляются просто так. Вот и Байкал — глубокий, прозрачный, мощный, загадочный. Хотя сама «Малая» назвал его Гагарин. Потому что для самой юной фронтовой художницы он воплощает идеальный образ русского самоотверженного героя.

Дальше — больше. В большом пространстве выставили награды и форму нескольких павших героев, портреты героев защиты Донбасса — Гиви, Моторолы, Мозгового. И конечно, Александра Захарченко — Бати. А еще здесь монументальные полотна: бойцы с флагом ДНР.

И одна из ключевых картин — «Благословение матери» Александра Новоселова. Их здесь даже две: первую, написанную углем, представили еще на международной выставке-форуме «Россия». Рядом с ней вторая версия — уже в цвете. И правда можно сказать, что это «Родина-мать зовет» нашего времени. Седая женщина в платке крестит колонну военных грузовиков с характерной Z на капотах. И на ветровом стекле ближней машины — образ Богоматери. С Богом, родные! Возвращайтесь скорее домой. С победой.

Выхожу из музея в осенний дождливый вечер. И вдруг приходит осознание: это ведь Тверская! По ней едет наша техника на Парад Победы! А значит, однажды, не так уж много времени пройдет, и по ней же поедут и пойдут наши герои СВО. На парад уже новой Победы. Дай Бог, чтобы среди них были и те, чьи портреты выставили в Музее. Уверен, им будет приятно. Они это заслужили как никто.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!