Макеевка, 13 окт - ДАН. На двух гигантах промышленности Донбасса – Макеевском метзаводе, а также на Ясиновском коксохиме расширяется производство, руководство ставит амбициозные цели в развитии. Корреспонденты ДАН посетили предприятия, осмотрели цеха, побеседовали с коллективом и постарались понять, что там происходит и чего ждать.
Макеевский металлургический завод (ММЗ). Ныне это Филиал № 3 ООО «Южный горно-металлургический комплекс» (ЮГМК). Предприятие с историей, которая без малого насчитывает век с четвертью. Завод был основан в 1898 году.
В годы Гражданской войны - еще той, первой, он был законсервирован. Восстанавливался с 1923 по 1927 годы. Уже в 1933 году введен в строй первый советский блюминг - тяжелый обжимной стан для предварительного обжимания стальных слитков большого поперечного сечения в квадратные заготовки. Он был построен на Ижорском заводе в Ленинграде по немецким чертежам и смонтирован уже на ММЗ.
Второй раз завод был восстановлен после освобождения края от гитлеровских оккупантов. Уже 21 июля 1944 года была задута самая крупная в Донбассе доменная печь № 2.
Потом "лихие девяностые" принесли упадок и разруху. Закупленные в Германии перед самым распадом СССР новейшие станы, 390 - сортопрокатный и 150 - проволочный, были смонтированы лишь в 1994 году. Их отличал высокий уровень автоматизации прокатных линий.
Вновь застыли цеха уже в ходе гражданской войны на Украине. Но сегодня завод имеет все шансы открыть новую страницу своей истории. Это впечатление только усиливается, когда видишь, как от порезки квадратной заготовки на мерные краты и нагрева ее в печи прокатка идет через черновой и чистовой станы. Раскаленная проволока вьется бесконечными огненными кольцами, словно змея. Зрелище действительно завораживающее.
"Из-за неритмичной поставки квадратной заготовки мы прокатывали 15-20 тыс. тонн проволоки в месяц при мощности в 75 тыс. тонн. Стан был запущен по новой 20 сентября после длительного простоя. До этого последнее производство было в марте - прокатали мы 313 тонн, затем стан был остановлен", - рассказал начальник проволочного стана 150 Михаил Сторублев.
Он добавил, что после возобновления работы с начала октября этого года произведено 19 тыс. тонн катанки при плане в 48 тыс. тонн.
"Сейчас у нас на складе так называемый "буфер" - 5 тыс. тонн квадратной заготовки, так что стан может уже работать, не ожидая подвоза сырья. Но, к сожалению, работаем мы пока только тремя бригадами - четвертая находится на стадии формирования, на заводе уже ведется прием специалистов. С повышением зарплаты мы не только надеемся на приток кадров, но и рассчитываем на то, что вернутся из России наши специалисты, которые работают на аналогичных прокатных станах", - отметил Сторублев.
В ожидании запуска находится и сортопрокатный стан 390. В цехе прокатного передела проводятся ремонты. С сентября этого года к ним подключились подрядные организации.
Фактический штат работников ММЗ сейчас составляет 1511 человек. С июня 2021-го принято 127 специалистов. Руководство ЮГМК рассчитывает при переходе на новый контур производства сделать первое повышение зарплаты, и еще одно в течение следующего квартала - на 30%. Далее она будет расти дважды в год.
Ясиновский коксохимический завод (ЯКХЗ). В настоящее время также входит в структуру ЮГМК. Предприятие было построено в рекордно короткий срок - всего за год. Работы начались в 1952-м, а 6 ноября 1953-го выдан первый кокс.
Уникальность этого завода в том, что к началу 2014 года коксовые печи ЯКХЗ были самыми "молодыми" среди всех коксохимических предприятий в Донбассе с весьма широким ассортиментом продукции. Это позволяло выпускать кокс премиум-класса, по физико-химическим параметрам.
Но 20 августа 2014 года из-за обстрелов завод был остановлен. Так продолжалось вплоть до нынешнего года.
На первый взгляд коксохимическое производство лишено, так сказать, ярких визуальных «эффектов», как на металлургических предприятиях при разливке стали. Здесь лишь серые громады угольных башен и ряды стальных дверей коксовых батарей. Возле каждой из них по рельсам движутся машины-толкатели. Да еще запутанная сеть трубопроводов. Но там - за стальными дверьми при температуре 1000 градусов спекаются без воздуха тонны угля. Если он для нас "черное золото", то получающийся из угля кокс - как бы ни "черный бриллиант". Впрочем, и уголь, и алмаз - это всего лишь аллотропные формы углерода...
Затем багрово-огненный коксовый монолит выбивается специальной машиной-толкателем... такое впечатление, что происходит небольшое извержение вулкана. Раскаленная, спекшаяся масса, тут же рассыпаясь на куски, рушится в коксотушильный вагон, который отправляет готовый продукт в башню мокрого тушения.
"Мы делаем облака!" - говорит один из сотрудников. И действительно, в небо поднимается густое "ватное" облако пара и постепенно тает в синеве осеннего неба.
А серый, ноздреватый остывший кокс ссыпается на конвейер транспортера. Это и есть сырье для металлургической промышленности. Разгоревшись в огромной доменной печи, кокс, соединившись с железной рудой, вернее с окатышем, поможет выплавить чугун. Таков круговорот веществ в природе, но организовали его шахтеры, химики и металлурги Донбасса.
По заявлению руководства ЮГМК, продукция ЯКХЗ на 100% востребована. У технологов претензий к производству нет. Есть определенные требования к углям. Отмечается, что холдинговая структура является устойчивой к колебаниям спроса и предложения на рынке энергоносителей. Это позволит ЯКХЗ переждать ситуацию с повышением спроса и, соответственно, цен на уголь, и сохранить стабильную работу. Зарплату тут, как и в случае ММЗ, планируется повышать два раза в год.
Ранее сообщалось, что в ДНР и ЛНР зарегистрирована компания ЮГМК. Она заключила договор на управление семью крупнейшими предприятиями Республик Донбасса. Это Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, Ясиновский коксохимический завод и Комсомольское рудоуправление в ДНР, а также Алчевский металлургический комбинат и Стахановский ферросплавный завод в ЛНР.