Фото: Донецкое агентство новостей

Мариуполь, 28 янв — корр. ДАН. Трамвайная сеть, которая всегда была важной частью жизни Мариуполя, ведет свою историю с 30-х годов прошлого века. Рассказываем о том, какие подъемы и кризисы ей довелось пережить и как обстоят дела сейчас.

Немного истории

1 мая 1933 года в городе Мариуполе запустилась первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко», которая позже связала город с заводом имени Ильича и портом. В то время по улицам Мариуполя курсировали всего восемь трамвайных поездов классического желто-красного цвета. Вплоть до начала Великой Отечественной войны мариупольский трамвай развивался, радуя жителей рельсовым стуком и мелодичным звоном.

Во время немецкой оккупации движение трамваев было полностью разрушено, и его восстановление произошло лишь в 1945 году с запуском четырех маршрутов. В начале 1950-х годов в городе завершилось строительство второй трамвайной системы на левом берегу, а через десять лет был построен новый путепровод через железнодорожные пути и реку Кальмиус, который объединил две трамвайные сети города в одну.

В 70-е годы прошлого века после появления троллейбусов развитие мариупольского трамвая практически прекратилось, и были демонтированы линии в порт, на железнодорожный вокзал и в Приморский район. 2 марта 2022 года трамвайное движение в Мариуполе полностью остановилось в связи с военными действиями. Городские трамвайные депо были повреждены и разрушены в результате боев, а ставшиеся на их территории вагоны были разбиты и впоследствии утилизированы при расчистке территории от завалов.

Возрождение трамвайных рейсов

Летом 2022 года после подписания официального соглашения о побратимстве между Мариуполем и Санкт-Петербургом и по распоряжению губернатора Северной столицы Александра Беглова строительная компания «Модуль-Центр» совместно с другими профильными организациями начала работы по ремонту и восстановлению рельсовых путей и энергосистемы, чтобы вернуть трамвайное движение в город.

Спустя девять месяцев, 2 мая 2023 года, был торжественно запущен первый «послевоенный» трамвай, маршрут которого составил около десяти километров — от трамвайного депо до городской больницы №2. Осенью 2023 года из Санкт-Петербурга в Мариуполь прибыл уникальный ретротрамвай, являющийся репликой вагона ЛМ-33, и 23 сентября того же года он вышел в свой первый рейс по городу. С первых дней после освобождения проезд по городу был бесплатным, и только в мае 2024 года стоимость сравнялась с другими городами ДНР.

На текущий год в Мариупольском трамвайном парке насчитывается около 30 вагонов, из которых на постоянном ходу находятся 26, а ежедневно на городские маршруты выходят 13 вагонов с рабочим графиком с 6:00 до 18:45. Водительский и ремонтный коллектив предприятия почти полностью состоит из мариупольских старожилов, работавших на горэлектротранспорте еще до начала СВО.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK