Донецк, 14 апр — корр. ДАН. По улицам Донецка ежедневно помимо пассажирских трамваев и троллейбусов курсируют технические, предназначенные для служебных нужд и внештатных ситуаций, многие из них имеют многолетнюю историю. Корреспондент ДАН побывал на предприятии Донэлектроавтотранс и сделал подборку самых редких видов электротранспорта, который попадается на улицах столицы.
Электротранспорт специального назначения — это трамваи и троллейбусы, предназначенные для технических нужд, они обслуживают рельсовое полотно. Большинство из них представлено моделью МТВ-82, которые выпускали на Московском Тушинском авиазаводе в 1947–1961 годах.
Главной достопримечательностью предприятия является КТВ-55 с номером Т-12 — это модель 1955 года, которая выпускалась Киевским заводом электротранспорта имени Дзержинского. К 90-летию предприятия, благодаря специалистам Донэлектроавтотранса, этот вагон получил вторую жизнь и был полностью восстановлен. Сейчас он бережно храниться в одном из боксов и полностью на ходу, как и все остальные «технички». К слову, подобной модели не сохранилось даже в Киеве.
На предприятии можно заметить и новые «технички», сделанные из вагонов Татра Т3, которые выпускало чехословацкое предприятие ЧКД Прага. Такие вагоны также зачастую переоборудуют в грузовые или полугрузовые, где есть и место для ремонтников, и бытовка со сварочным аппаратом, и грузовая платформа для рельсов и шпал.
Один из самых старых технических вагонов Татра — модель 1967 года выпуска Т-15. Бытует мнение, что пригнали его в советское время из Мариуполя, где отказались от вагонов Татра и перешли на другие модели.
Еще у предприятия есть вышка контактной сети на базе старого МТВ-82 (Э-02), у которого сохранилась даже табличка рижского вагоностроительного завода 1954 года. Еще есть вагон, который практически никогда не выезжает за пределы вагоноремонтных мастерских, это ГР-02 1954 года, предназначен для нужд вагоноремонтных мастерских (ВРМ) и используется только по территории предприятия. Двухсторонний вагон Т-09 1955 года выпуска также используется в ремонтных целях. На предприятии можно увидеть и несколько видов снегоочистителей, которые выезжают только зимой.
Когда-то все эти трамваи были пассажирскими, но по истечению срока эксплуатации переоборудованы для служебных нужд, в салонах даже остались винтажные плафоны 50-х годов.
У «троллейбусников» тоже есть несколько видов машин техпомощи. Это троллейбусы модели КТГ-1 и КТГ-2 (Киевский Троллейбус Грузовой). Выпускались они также на Киевском заводе электротранспорта им. Дзержинского с 1976 по 1993 год. Есть модели с крытым кузовом, есть открытые. Для передвижения по местам обрыва контактной сети, троллейбусы оборудовались бензиновым двигателем. Сегодня их часто используют как буксир для поломанных троллейбусов.