Фото: Донецкое агентство новостей

Донецк, 11 июн — ДАН. Фотодокументальный проект «Летописцы истории — Спираль времени сквозь объективы фотокамер» — это уникальный диалог военных фотокорреспондентов разных эпох, объединенных общей целью: запечатлеть правду о войне. Сергей Венявский, автор проекта, главный редактор журнала «Новые Регионы России» и член Союза журналистов РФ, рассказал Донецкому агентству новостей о концепции выставки, о символах, запечатленных на снимках, и о колоссальной ответственности, которую несет фотограф, фиксирующий события в зоне СВО.

Проект «задуман как диалог между прошлым и настоящим, демонстрирующий, что, несмотря на временную дистанцию и технологический прогресс, суть войны остается неизменной — это страдания, разрушения и человеческие жертвы. Венявский подчеркивает, что эта выставка — „первый в истории подобный проект, где два военных конфликта, две войны объединили через визуальное искусство в одном контенте“. По его словам, цель проекта — показать, что „война ужасна всегда, будь то Великая Отечественная война, где наши прадеды и деды сражались с фашизмом“, или современный конфликт, где „наши соотечественники, наши современники сражаются сейчас с неонацизмом, с нацизмом нового поколения на исконных русских территориях“.

«Как говорит наш президент, мы сражаемся за веру, за правду, за тот мир, ради которого мы живем». В этих словах звучит не только констатация фактов, но и глубокая убежденность в правоте дела, за которое сражаются российские солдаты», — отметил Венявский.

Напомним, что выставка «Летописцы истории — Спираль времени сквозь объективы фотокамер» посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества. В экспозиции представлены снимки легендарного фотохудожника Евгения Халдея, запечатлевшего события 1941–1945 годов, и самого Венявского, сделанные в зоне СВО, которые отражают не только разрушения и трагедию, но и надежду и стойкость людей. Автор выделил несколько особенно символичных снимков. Особое внимание он уделяет фотографии «курского мальчика Никиты Яськова», который, по мнению фотографа, стал символом Курска, Курской области. Маленький мальчик с игрушечным самолетиком, стоящий на фоне поврежденного украинским снарядом дома, символизирует несгибаемость духа и веру в будущее: «Мальчик смело смотрит в будущее, запускает свой самолетик в небо. А самолет всегда, на мой взгляд, был символом, наверное, какой-то мечты. Движение вверх, движение вперед». Другой пронзительный образ — девочка, качающаяся на качелях в разрушенном Мариуполе: «качели являются каким-то символом надежды, символом возрождения».

Не менее важным элементом выставки является сопоставление современных фотографий с работами легендарного Евгения Халдея. Венявский рассказывает, что провел несколько недель, отбирая фотографии советского фотокорреспондента из архивов и свои, чтобы добиться «максимально визуального соприкосновения». Он просмотрел более 20 тыс. снимков и отобрал 11, которые создают «визуальный симбиоз», настолько сильный, что «некоторые люди говорят, иногда сложно различить, а где 41-й год, а где 2022-й».

Одним из самых ярких примеров такого сопоставления является фотография Халдея, на которой люди отдыхают в Крыму на фоне развалин Севастополя: «настолько трагичная и настолько позитивная эта фотография. Опять же, да, мы возвращаемся к духу русского народа, советского народа, который, наверное, действительно ничем не сломить». Этот снимок, сделанный в годы Великой Отечественной войны, как нельзя лучше отражает стойкость и жизнелюбие людей, которые, несмотря на ужасы войны, находят силы для жизни и отдыха.

Для Сергея Венявского, как для «летописца истории», работа фотокорреспондента — это не просто профессия, это колоссальная ответственность. Он подчеркивает, что его задача — «показывать и рассказывать то, что происходит на самом деле, не выдумывая, не строя кадр». Он убежден, что «невозможно построить человеческое горе, человеческую эмоцию», поэтому его фотографии — это честное и правдивое отражение реальности. Венявский чувствует, что на нем лежит «груз ответственности», потому что «эти фотографии, возможно станут историей нашей современной России XXI века». Это осознание требует от фотографа максимальной честности и принципиальности в своей работе.

Важным аспектом работы фотографа является не только фиксация событий, но и передача эмоций, создание образов, которые затронут сердца зрителей. «Я не могу соврать, я не могу обмануть, я не могу зрителя вести в заблуждение. Я должен говорить правду, и причем не только правду, я должен ее показывать так, чтобы она хватала за душу, чтобы она вызывала эмоции». Венявский вспоминает наставления советских мастеров фотографии: «Старайся делать свою фотографию, чтобы на нее можно было смотреть часами. Если на нее посмотрели, там, мимолетно обернулись, значит плохая фотография. Твоя фотография должна хорошая быть такая, чтобы человек стоял и рассматривал ее, чтобы ему было интересно, чтобы он вникал в то, что изображено».

Выставка «Летописцы истории» уже привлекла внимание огромной аудитории, по словам автора до конца года она охватит более 50 миллионов человек. Проект активно развивается как за рубежом, так и в России и странах СНГ. На данный момент выставка уже реализовалась в следующих странах:

  • США: Вашингтон (Посольство РФ), Аляска (Фербенкс, Русский дом);
  • Европа: Греция (Афины, Русский дом), Венгрия (Будапешт, Русский Дом), Германия (Берлин, Посольство РФ);
  • Африка: Экваториальная Гвинея (Малабо, Русский дом), Центральная Африканская Республика (Банги, Русский дом), Мадагаскар (Антананариву, Русский дом), Танзания (Дар-Эс-Салам, Посольство РФ);
  • Ближний Восток: Королевство Бахрейн (Манама, Общество Российско-Бахрейнской дружбы), Египет (Александрия, Русский Дом), Ливан (Бейрут, Русский дом);
  • Российская Федерация: Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Севастополь, Симферополь, Грозное, Мурманск, Мариуполь, Калининград, а также в Иван-Городе и Марий Эл.

Организаторы активно расширяют географию проекта, планируя новые выставки как за рубежом, так и в России и странах СНГ.

Ближайшие открытия:

  • За рубежом: 20 июня в Белграде (Сербия), в течение июня-июля в Анкаре (Турция) и Аддис-Абебе (Эфиопия).
  • В России и СНГ: 16 июня в Ереване и Гюмри (Армения), 20 июня в Новосибирске, 25 июня в Витебске (Белоруссия), 1 июля в Москве.

В планах на 2025 год:

В 2025 году выставка планирует посетить Китай, Камбоджу, Индонезию, Маврикий, ЮАР, Бразилию, Монголию, Доминиканскую Республику, Республику Мавританию, Кубу, Индию, Францию, Палестину, ОАЭ (список будет пополняться). Также выставка появится в Свердловской, Приморском, Нижегородской, Оренбургской областях, Татарстане, Краснодаре, Волгограде, Твери, Тюмени, Керчи, Судаке, Белгородской и Курской областях, Бердянске, Мангуше (список будет пополняться), а также в Кыргызстане, Азербайджане, Таджикистане, Казахстане.

Информационный партнер проекта «Летописцы истории — Спираль времени сквозь объективы фотокамер» — Донецкое агентство новостей.

Официальные партнеры и спонсоры фотопроекта — ПАО «Банк ПСБ» и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK