Донецк, 18 июн — ДАН. Биорезерват «Хомутовская степь — Меотида» на юге ДНР планирует заняться возвращением исчезнувших видов животных в заповедную приазовскую степь, сообщил Донецкому агентству новостей начальник отдела науки и реабилитации природных экосистем биорезервата Геннадий Молодан.
Сайга сменит лошадь
«Нашему региону нужна реакклиматизация, чтобы вернуть в состав обитавших когда-то здесь животных. Следовательно, должна быть реакклиматизационная лаборатория, должны быть вольеры, где бы животные зимовали, должно быть круглосуточное дежурство лаборантов. Например, у нас суслик в Красной книге, его нужно вернуть, байбака вернуть, но это всё в комплексе нужно делать. Нужно вернуть сайгаков, я думаю, что сайгачат можно взять в Калмыкии, но сначала нужно подготовить условия, в частности, возвести забор, без забора их выпуск исключен, и комплекс, где мы должны их первое время содержать», — рассказал Молодан.
Хомутовская степь расположена в Новоазовском округе, ее площадь — чуть более 1 тыс. га. Сейчас там выпасаются лошади, которые должны содействовать воспроизводству степи. Но тяжеловесные животные — некоторые из них весят около 500 кг, сбиваются в табун и выпасаются на относительно небольшой территории заповедной зоны, вытаптывая растения, тем самым нанося вред ее флоре.
Сайгак же по сути — небольшая антилопа. За счет более легкого веса и отсутствия привычки сбиваться в стадо будет помогать воспроизводству степи. При этом человек должен приложить максимум усилий, чтобы животные оставались дикими. «Поэтому мы должны как бы невзначай их подкармливать, но не так, чтобы они из рук ели, а так, чтобы они нас и не видели. Они должны бояться человека, потому что это — самое страшное для дикой природы», — отмечает собеседник агентства.
Английский подарок
«Когда-то на этих землях был выпас молодняка, здесь выпасалось где-то до 500 лошадей примерно до 1917 года, когда это была Область Войска Донского. В 1926 году сделали заповедник и по требованию энтузиастов пошли на то, что убрали лошадей из заповедника, чтобы спасти первозданную степь, так как это один из немногих участков девственной приазовской степи. Она не сохранилась практически, так как во многих местах были переложные степи, а здесь — именно непаханые. Во время Великой Отечественной войны и после нее был произвол — там тысячи голов крупного рогатого скота выпасалось, от чего степь деградировала», — отметил ученый.
Потом, продолжил он, когда началась интенсивная, эффективная охрана, степь начала переходить в лесостепь, зарастать кустарником. В качестве одной из версий произошедшего Молодан называет то, что здесь перестали выпасаться крупные копытные. В оренбургских степях, например, в похожей ситуации попытались возродить лошадей Пржевальского.
«У нас тоже пошли по этому пути, причем не мы, а это нам англичане в 1986 году завезли бесплатно 11 лошадей. Лошади стали размножаться, но они никак не влияют на степь: она как зарастала кустарником, так и зарастает. Более того, негативные воздействия копыт на редкие краснокнижные растения очевидно. Дело в том, что для того, чтобы выпускать лошадей, они должны быть не стадом домашним, а диким табуном. Для этого нужно степь огородить, учитывая наш маленький участок, это реально», — пояснил собеседник агентства.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!