Донецк, 8 июл — ДАН. Праздник любви, семьи и верности, который отмечают в День памяти святых Петра и Февронии, стал в России официальным относительно недавно — в 2022 году, хотя существует с 2008 года. И каждый год он вызывает массу дискуссий в социальных сетях.
Люди спорят в общем-то об одном и том же: почему именно эти святые стали символом праздника, что именно в их истории делает Петра и Февронию покровителями семейной жизни и о чем на самом сказ?
О смысле древнерусской повести и нынешнем значении праздника ДАН рассказал заместитель главного священника в зоне проведения специальной военной операции протоиерей Петр Гриценко.
«Здесь закладывается жертвенное служение самому Богу. То есть Петр и Феврония с уходом в монастырь сохранили верность не только друг другу, но и самому Богу. Именно вот этот момент — основополагающий. Они стали святыми людьми, они перешли в ангельский чин. Это и является таким особым примером, которое, наверно, больше нет примера другого среди наших святых угодников», — сказал отец Петр.
Он добавил, что наиболее важно в этой повести то, как святые провели свою жизнь.
«Сама жизнь с ее соблазнами, ее искушениями — сколько их у Петра было: его изгнали [бояре из Мурома], потом смута началась, потому его сами пригласили править его. Петр любил Февронию, зная, что при этом народ может не принять ее как княжну. Поэтому он тоже своего рода совершает подвиг. Все эти трудности и сложности, вот в этих всех жизненных условиях вырастает любовь, жертвенная любовь и они стали символом любви и верности для всех православных семей», — пояснил священник.
Что за змей?
ДАН попросил батюшку разъяснить отрывки истории Петра и Февронии, которые вызывают споры, в частности, в социальных сетях. У современного человека порой возникает недопонимание тех или иных событий повести. Например, в начале князь Петр убивает дьявольского змея, который приходил к жене брата в его образе. Змей был поражен, но его кровь попала на князя, и все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями. Протоиерей пояснил, что физические раны в подобных историях зачастую сопровождаются духовными, чем и объясняются трудности в их излечении.
«Тут есть сакральные вещи, ведь бесы тоже имеют большую силу. Видимо, речь идет еще и о моральной, духовной ране. Вылечить эту болезнь было непросто, так как нужен был человек, который и морально, и духовно поддержит. Поэтому князя спасла любовь. Господь ему послал любовь, и Февронии. Он это, возможно, открыл. Поэтому она сказала Петру не от себя, но по промыслу Божьему: если меня возьмешь замуж, то будешь спасен. Петру нужно было спасение, чтобы закрыть его духовную рану и исцелить его, для этого она должна была стать его женой. Возможно, она тоже положила себя на заклание, может быть, у нее не было любви с первого взгляда, но так нужно было Богу», — поясняет собеседник.
Обещал и не женился?
Князь согласился жениться на простолюдинке Февронии в обмен на излечение, но, получив его, не сдержал обещания. Вскоре болезнь возобновилась, и Петр снова приехал к Февронии. В этот раз после полного исцеления он все же взял ее в жены. Этот момент также часто вызывает недоумение у читавших повесть.
Священник поясняет такое поведение князя тем, что, возможно, с первой встречи он не полюбил Февронию, кроме того, у него был княжеский чин, а по обычаям тех времен правитель не мог жениться на простолюдинке. Это было под строжайшим запретом.
«Он получил исцеление, но это ему не помогло потому, что у него была духовная болезнь, которая переходила в телесную. А духовную рану могла излечить только любовь. Это и было лекарство для его полнейшего исцеления — жениться на Февронии. По сути, это — промыслительный брак, заключенный по благословению Господнему. Поэтому церковь его и отметила как пример именно за послушание. Сегодня у нас свободная любовь играет в обществе: полюбил и сразу же в пустился в сожительство, а послушание родительское — ему никто не внимает. Сами себе выбираем любовь, а раньше не все так просто было. Тогда своеволие немного попирается, а выводит Господь в первую очередь промысел Божий. Феврония, возможно, тоже не сразу полюбила Петра, тоже через „не хочу“ это сделала, а потом любовь к ним пришла, и такая любовь, что дай Бог каждому», — говорит отец Петр.
А где дети?
Критики обращают внимание, что у Петра и Февронии не было детей — они не упоминаются в сказе. Эту уверенность скептиков подкрепляет и то, что в конце жизни святые приняли монашество. Так почему же именно эти святые стали символом главного семейного праздника России?
Священник отвечает: «Для чего вообще создаются браки? Господь предпочитает людей, которые отдали свою жизнь Богу. Монашеский чин является образом любви к Богу. Когда человек женится, основной причиной этого являются не дети. Дети — это второстепенно. Иногда говорят, что если бы дети были, то брак бы не распался. Но я могу тысячи примеров привести, когда трое, четверо, пятеро, шестеро детей были, а браки распадались. У Петра и Февронии, возможно, дети были, потому что они, действительно, не упоминаются (в первоисточнике — ни их наличие, ни их отсутствие) потому, что они не являются основной причиной брака. Основной мотив — это быть со Христом, жертвенной преданности друг другу», — заключает он.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!
День семьи, любви и верности в России отмечается 8 июля. Это праздник всех тех, кто считает семью основой нашего общества, другими словами, тех, кто любит и дарит свою любовь близким. Особенно праздник актуален в 2024 году, объявленном Годом семьи в РФ.