Донецк, 1 сен — ДАН. У детей, долгое время находящихся на удаленном обучении, растет уровень депрессии и апатии, сообщила Донецкому агентству новостей психолог, транзактный аналитик Арина Бондаренко.
«Исследования показывают, что растет уровень депрессии и состояния апатии. Это очень серьезная проблема, связанная с удаленкой, она тоже связана с нарушением режима и с воздействием компьютера на физиологию — потому что дети целый день сидят перед экраном», — пояснила она. Кроме того, во время дистанционного обучения у детей повышается тревожность — это также зафиксировано исследованиями.
Еще одна серьезная проблема, по словам Бондаренко — недостаток живого общения.
«История „мальчика из телевизора“ в этом случае очень показательная. Отсутствие живого человеческого контакта, при том, что мы социальные существа, очень нас обесточивает, нам не об кого, грубо говоря, заряжаться», — добавила она.
Также существует опасность запаздывания при формировании психики и соответствующих возрасту навыков.
«Почему запаздывание? Потому что условия не способствуют своевременному, например, развитию произвольного внимания, которое должно формироваться на границе младшего и среднего школьного возраста. Когда нет внешнего контроля, который позволил бы ребенку это внимания сформировать, когда он может заниматься своими делами, выключить камеру, — это мешает развитию этого произвольного внимания, при котором человек сознательно на чем-то концентрируется. Такому ребенку становится очень сложно», — указала психолог.
Бондаренко назвала и еще одну проблему: это формирование синдрома отложенной жизни.
«"Вот когда удаленка закончится, тогда и заживем». Это та история когда люди, и дети в том числе, перестают жить здесь и сейчас, и, значит, у них снижается уровень удовольствия от проживания этой жизни. Они не здесь, они где-то в будущем, в ожидании этого будущего. Как будто бы человек сидит в зале ожидания вокзала, поезд не приходит, а он все сидит. Это, естественно, тоже на психику влияет не лучшим образом», — сказала эксперт.
Как помочь ребенку
Бондаренко отмечает, что родители и сами оказываются в крайне сложной ситуации, когда дети уходят на дистант.
«Это формат, по которому нет ни пособий, ни методических исследований. Есть печальная статистика пандемии и последствия, которые сейчас изучают. Но серьезного, фундаментального понимания того, что происходит, пока еще до сих пор нет — об этом тоже важно сказать», — указала она.
Однако, несмотря на этот факт, определенные советы семьям с детьми, которые учатся удаленно, дать можно. Так, в первую очередь родители должны создать для ребенка четкий режим дня.
«Это очень банально, но это принципиально важно, — сказала она. — Казалось бы, что тут сложного? Но это имеет огромное значение с точки зрения любого возраста, особенно для младших школьников, это способствует формированию устойчивой психики».
«Подъем в одно и то же время, завтрак, обед, отбой в одно и то же время, договоренности с ребенком о том, что это очень важно. Эти стабильные вещи структурируют психику и помогают справляться со сложностями, в том числе снижают уровень стресса. Сон, еда, — они принципиально важны», — подчеркнула она.
Психолог также указала на необходимость дополнительно развивать ребенка, играть с младшими и обсуждать важные и актуальные вопросы со старшими, использовать любые возможности для дополнительной социализации.
«Очевидно, что эта нагрузка падает на родителей, — при удаленке родителю не удастся переложить ответственность за формирование человека на школу. Общение вне семьи с людьми новых для ребенка профессий, чтение, кружки там, где это возможно — все это важно и в обычной жизни, но на удаленке приобретает принципиальную важность», — резюмировала Бондаренко.
Напомним, что в ДНР с 1 сентября в очном режиме откроется 530 школ и 478 детских садов. Школы Горловки решено не переводить на очный режим работы. По словам Главы ДНР Дениса Пушилина, дистанционный режим работы сохранится в более 50 школах, колледжах и техникумов, которые находятся в прифронтовых районах.