К 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Донецкое агентство новостей запустило проект «Слава России». Он посвящен тем, кто сейчас повторяет подвиг своих прадедов и отстаивает интересы Отечества на передовой, освобождая Донбасс и Новороссию от неонацистов.
Позывной героя сегодняшнего материала сразу говорит о его специализации: Крыло — оператор и техник БпЛА штурмового отряда.
«Спецификация моей работы проста — в основном занимаюсь ремонтом и восстановлением дронов и их подготовкой к дальнейшему боевому применению. Занимаюсь непосредственно разработкой или доработкой разных видов ретрансляторов, БпЛА самолетного типа и тех компонентов, которые обезопасят работу операторов и повысят их боевую эффективность. Но это не означает, что я все время сижу в техническом отделе. Я также являюсь оператором дронов, что возлагает на меня некие обязательства, выезжаю на боевую работу. В этом есть только плюсы: узнать, как ведет себя аппаратура не только со слов операторов или ее проверки на полигонах, а увидеть все самому, поработать и сделать выводы, что можно усовершенствовать, а от чего отказаться в связи с непригодностью на поле боя».
Любимое дело с детства
Этот парень заинтересовался летательными аппаратами с раннего детства — в родном городе записался в местный кружок авиамоделирования, где и раскрылся талант и тяга к изучению всего воздушного. Об этом периоде военнослужащий говорит с особым трепетом и огнем в глазах, ведь именно тогда он уже понял, с чем свяжет свою жизнь.
«Собирать все своими руками, вкладывать не только душу, но и всего себя, эмоции просто были на пределе — когда ты видишь либо самолет, либо дрон в небе, который сутки назад лежал бездыханной кучкой запчастей».
Полностью освоить нюансы пилотирования БпЛА парень смог в учебном центре беспилотной авиации в Коломне. Он считает, что обучение сыграло огромную роль для его становления как профессионала, однако без закалки в бою в совершенстве овладеть этим делом нельзя.
«Мастерство в классе играет огромную роль для полетов в полигонных условиях, но почувствовать все нюансы — борьба с системами РЭБ, поиски коридоров, именно боевых заходов, когда нервы на пределе и цель перед глазами, артобстрелы со стороны противника, когда ты находишься в полете, — можно только за счет боевого применения дронов оператором. Я видел, как люди, перенервничав, „приземляли“ дроны возле техники или просто перелетали ее. Так что боевой опыт сказывается на принципах пилотирования, каким бы ты ни был пилотом в тылу».
Служба и собственная лаборатория
В 2010 году он поступил на срочную службу в 19-ю мотострелковую бригаду, которая располагалась во Владикавказе, на должность сапера. Там он узнал все тонкости взрывного дела, обучился обезвреживать самые мудреные механизмы. Оставшись в армии, через четыре года переводится в 136-ю отдельную гвардейскую мотострелковую Уманско-Берлинскую Краснознаменную орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригаду на должность гранатометчика. А еще через два года — перешел в роту беспилотных летательных аппаратов в том же соединении.
«И здесь у меня снова загорелись глаза, так сказать почувствовал себя ребенком в магазине игрушек. После понимания, в какое подразделение я попал и какие задачи перед нами стоят, я начал делать свои беспилотники, посматривая на „Орланы“ или „Элероны“. Но это были дни проб и ошибок, потому что информацию приходилось искать на просторах интернета или общаясь на форумах с людьми».
Шло время, Крыло уже в бою оттачивал мастерство управления дронами. Кроме того, он получил специальность техника БпЛА «Орлан-10»: это российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. После этого получил возможность повысить квалификацию в знаменитом донбасском Оперативно-боевом тактическом формировании (ОБТФ) «Каскад».
«По прибытии у меня просто не было слов. По сравнению с ними наше отставание в знаниях про БпЛА в целом исчислялось годами. Было множество всевозможных расчетов от FPV до „Ланцетов“. Но больше всего поразил их технический отдел, где я и проходил обучение и стажировку. Время обучения подошло к концу, и вышестоящие начальство предложило попробовать организовать маленький отдел из группы технически грамотных военнослужащих нашей бригады. Мной сразу же были закуплены 3D-принтеры, паяльные станции, всевозможные отвертки и компоненты для ремонта и обеспечения полноценных рабочих мест».
Собственно, так Крыло и создал свою лабораторию по производству БпЛА, где сегодня собирают беспилотники, дорабатывают ретрансляторы и другие компоненты.
Сотни дронов в месяц
Крыло рассказывает, что скорость сборки дронов зависит от используемых материалов. Часто для их производства он использует «доноров» (уцелевшие части других беспилотников) или практически мусор — в дело идет все. К тому же достать необходимые компоненты для дрона сегодня не так-то просто. По словам собеседника ДАН, цена на некоторые детали сегодня неоправданно высока, поэтому приходится использовать более дешевые аналоги.
Бывало, что количество изготовленных БпЛА в месяц превышало и сотню, а однажды коллеги с херсонского направления привезли больше трехсот неисправных дронов, которые было необходимо «воскресить» за один день. Техник отмечает, что скорость работы всегда запредельная — все понимают, какую роль дроны сегодня имеют на поле боя и их эффективность.
«Дроны являются очень большим элементом этого механизма. Лучше отправить бездушную машину на разведку или выполнение специальных задач, чем группу людей. Они выполняют большой объем задач от поражения противника до эвакуации раненых с поля боя, доставки провизии и боекомплекта. Беспилотники способствуют изменению хода войны, тактики наших войск, развитию тех или иных средств для борьбы с ними. Если сравнивать дроны-камикадзе со снарядами или ракетами, то здесь можно подчеркнуть один факт: дроны менее заметны для противника. Такие умные „боеприпасы“ при их низкой стоимости являются очень серьезной угрозой как для техники, так и для живой силы противника».
О Победе
«Нашу победу я вижу очень скоро. Хотелось бы так сказать. Но наш путь за правое дело всегда тяжелый и долгий. Сплоченность наших людей, развитие технологий — все это только приближает нашу победу, и победа будет за нами!»