Донецкое агентство новостей в сотрудничестве с военно-политическим экспертом, автором телеграм-канала Colonelcassad Борисом Рожиным продолжает публикацию онлайн-энциклопедии «Оружие настоящего и будущего», которая посвящена новейшим вооружениям, меняющим ситуацию на полях сражений в нашем неспокойном мире.
Предыдущие выпуски мы посвятили электромагнитному и гиперзвуковому оружию, а также кинетическим беспилотникам, сегодня же речь пойдет о пистолетах.
***
Наверное, не найдется на пространстве бывшего Советского Союза человека, который бы не узнал пистолет Макарова или хотя бы не слышал о нем. Принятый на вооружение в далеком 1951 году, этот железный старичок уже более 70 лет служит в Вооруженных силах и правоохранительных органах. Кроме того, в последние десятилетия пистолеты «по мотивам» ПМ используются ЧОПами, а гражданским доступны в виде «травматов» и пневматических игрушек. Мало какое оружие в мире может похвастаться таким сроком службы, разве что столь же известный по ту сторону океана Кольт 1911 А1, но и его уже сняли с вооружения.
ПМ прост в производстве, всего 30 деталей, прост в обслуживании, крайне надежен, неприхотлив и легко осваивается личным составом, однако есть и минусы — он устарел. Да, он все так же стреляет, но технологии давно ушли вперед. Патрон ППО 9×18 не справляется с современными бронежилетами, даже легкими, которые оказались очень популярны у криминальных структур, 8 патронов в магазине явно может не хватить в критической ситуации, а архаичная схема смены магазина и то, что все органы управления сделаны под правую руку, очень ограничивают удобство и качество применения.
Идея заменить ПМ начала витать в воздухе еще в начале 1980-х.
История попыток
Первая попытка была предпринята в 1993 году: ПММ — пистолет Макарова модернизированный. Магазин сделали двухрядным, количество патронов довели до 12, а патрон 9×18 усилили. Не прижилось. Сильно удобнее пистолет не стал. Кроме того, приходилось хранить отдельно патроны для него, которые больше никуда не годились, так как для обычного ПМ оказались слишком сильными и приводили к разрушению конструкции. Использовать стандартные патроны от ПМ модернизированный «Макаров» не мог: недостаточная энергия отдачи при выстреле приводила к недосыланию следующего патрона.
Дальше был ОЦ-27 «Бердыш», который представили в 1994 году. Из интересного можно отметить, что он мог использоваться в разных калибрах: 7,62×25, 9×18 и 9×19, причем, по словам разработчика, замена ствола на другой калибр занимала 40 секунд. Проект особой популярности не получил, несмотря на то что в 2002 был принят на вооружение и небольшое количество этих пистолетов находится на вооружении МВД и прокуратуры.
В 1995 появляется «Гюрза», он же СР-1 Вектор. Несмотря на ранние проблемы, которые позднее были исправлены — вроде неудобной клавиши предохранителя или невозможности оперировать курком одной рукой, — пистолет получился хорошим. Мощный боеприпас 9×21 позволял пробивать титановую пластину в 5 мм и уверенно поражать цель за ней. Массовым этот пистолет тоже не стал, однако используется подразделениями ФСБ, ФСО и спецназа.
В 1996 году появился П-96, планировавшийся в разных модификациях под патроны 9×17, 9×18 и 9×19, пистолет определенно имел плюсы: отсутствие выступающих острых частей для удобства извлечения, компактные размеры для скрытого ношения, увеличенная скоба, позволяющая использовать его даже в перчатках, однако минусы перевесили — некоторые вариации пистолета так и остались тестовыми образцами, а принятие на вооружение в 2003 осталось формальным, заказов на этот пистолет не поступало.
В 2000 году в конкурсе на замену ПМ победил пистолет Ярыгина, он же ПЯ или МР-443. Несмотря на то, что он был принят на вооружение в 2003 и планировался для ВС России, спецподразделений МВД и других силовых структур — восторга у большинства пользователей ПЯ не вызвал ввиду ряда проблем: это и большой вес, и цепляющиеся за все прицельные приспособления, и задержки при стрельбе на холоде, и разваливающиеся магазины, которые к тому же режут кромками пальцы при снаряжении патронов, да еще и неохотно вставляются в пистолет, и лопающаяся рамка, и застревающие в окне выброса гильзы, которые в боевой обстановке очень неудобно доставать. По слухам, некоторые сотрудники органов всеми силами старались избавится от ПЯ и перейти обратно на ПМ.
Еще один пистолет — ГШ-18 — был создан в 2002-м и принят на вооружение в 2003 году. При его разработке сотрудники внимательно смотрели в сторону Glock 17 и пытались создать полностью современный пистолет. Отчасти получилось, отчасти нет. Плюсы у ГШ-18, несомненно, есть: он легкий, точный, хорошо гасит отдачу, отлично показал себя в суровых условиях эксплуатации, хорошо переносит загрязнения и низкие температуры, созданный под него бронебойный патрон 9×19 7н31 отлично себя зарекомендовал, при этом пистолет спокойно «ест» и гражданские 9×19, армейские 9×19 NATO и более старый 9×19 7н21. Но куда же без минусов. Нарекания вызвало низкое качество обработки деталей, острые края которых могут поранить при обслуживании оружия, также пользователи отмечали тугой и непривычный спуск и сложности снаряжения в магазины более 10 патронов без специального «досылателя». Под этот пистолет надо переучиваться и долго привыкать к нему для эффективного использования, что не всегда возможно для большинства сотрудников МВД и прочих ведомств, поэтому широкого распространения ГШ-18 пока не получил.
Пистолет Лебедева
Последняя на сегодняшний день крупная попытка «сместить с пьедестала» ПМ — это пистолет Лебедева в калибре 9×19, впервые представленный в 2015 году и принятый на вооружение в 2021-м. Согласно заявлению пресс-службы производителя — концерна «Калашников», при разработке пистолета консультировались с инструкторами центра подготовки спецназа ФСБ, а также с ведущими стрелками-спортсменами. Это позволило сделать оружие эргономичным, удобным в эксплуатации, точным и весьма надежным.
Борис Рожин: «Если говорить о перспективах вытеснения старого-доброго ПМ пистолетом Лебедева, то при всех преимуществах абстрактного сравнения ПЛ и ПМ массовость, привычность и огромные запасы ПМ делают малореальным быстрый отказ от него и переход на ПЛ. В условиях идущих военных действий масштабное перевооружение силовых структур на новый пистолет представляет собой немалую организационную и финансовую проблему
Более вероятен вариант, когда на фоне сохраняющейся массовости ПМ (в том числе и в войсках), мы увидим постепенное увеличение поставок пистолета Лебедева в ряд силовых структур, как это с 2021 года происходит в системе МВД, где новый пистолет заменил старую классику. А вот в армии ПЛ внедряется не так уж быстро по причине дороговизны полной замены и неоднозначных отзывов об использовании в боевых условиях, где, помимо ПМ, пистолет Лебедева вынужден конкурировать с пистолетом Ярыгина, а также зарубежными аналогами (особенно в частях спецназа), вроде Glock и SIG Sauer».
На данный момент существует две основные версии: ПЛК (пистолет Лебедева компактный) — для МВД, и МПЛ (модульный пистолет Лебедева) — для армии, которая позволяет собирать оружие под необходимые задачи, например поставить лазерный целеуказатель, удлиненный ствол с резьбой под глушитель, подствольный фонарь.
При разработке учитывались и разные «полезные мелочи»: указатель патрона в патроннике в виде выступающего штифта, удобные захваты на пятке магазина, которые позволяют выдернуть его даже при сильном загрязнении, двусторонний предохранитель и двусторонний рычаг затворной задержки.
На этом фоне даже «Глоку», возможно, придется потесниться, если вдруг ПЛ массово выйдет на международный рынок. Хотя бы потому, что клиентам не надо будет переплачивать за «бренд», чтобы получить надежный и качественный пистолет под крайне популярный на Западе боеприпас. В общем, модель получилась весьма достойная.
Глобальные перспективы
Если сравнивать ПЛК с его основным конкурентом на мировом рынке — пистолетом Glock, то разница во многом заключается в философии конструирования. Glock максимально прост: легкий, с минималистичной системой безопасности и акцентом на скорость использования — в нем нет внешнего предохранителя, только автоматические механизмы защиты спускового крючка. ПЛК же сделан по более классической схеме: он оснащен как автоматическими, так и флажковым предохранителем, что для некоторых категорий пользователей является дополнительным плюсом в плане безопасности при ношении.
Кроме того, ПЛК немного тяжелее из-за стального каркаса, что для стрельбы патронами 9×19 может быть плюсом: отдача ощущается чуть мягче, особенно при быстрых сериях. Glock легче, проще в разборке, но к нему всегда придется отдельно докупать дополнительные аксессуары. В случае с ПЛК многие «мелочи», нужные для работы в реальных условиях, уже продуманы изначально. Именно поэтому ПЛК может быть интересным вариантом не только для российского рынка, но и в качестве экспортного оружия для спецподразделений и полиции других стран.
О том, что пистолет «удался», говорит тот факт, что в феврале 2023 года армия обороны Израиля перехватила поставку контрабанды оружия с ливанской территории, и среди всего прочего там было несколько ПЛ. Плохое оружие вряд ли бы ввозили.
***
Уйдет ли в итоге ПМ в небытие — пока сложно сказать. Во-первых, их на складах миллионы, по разным источникам от 2,3 до 5, и куда их девать, с учетом того, что у нас нет рынка гражданских пистолетов — пока не понятно. Во-вторых — он все-таки привычен и прост, к нему множество запчастей, и его легко освоить личному составу. Вероятно, однажды его постигнет судьба нагана, который из армии и МВД ушел сначала во вневедомственную охрану и вспомогательные подразделения, а потом и вовсе был выведен из эксплуатации.
Составитель: военный консультант, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин