Фото: Донецкое агентство новостей

Угольная промышленность — ключевая для Донбасса, а «черное золото», которое здесь добывают, не только востребовано на внутреннем российском рынке, но и может с выгодой идти на экспорт. Из-за глубины залегания твердого топлива в регионе его добывают закрытым способом, то есть в шахтах. В том числе на одной из самых глубоких угольных шахт мира и глубочайшей в регионе — «Шахтерской-Глубокой». Специально для Объясняем.рф ДАН разобрался, как организован труд горняков на этом уникальном предприятии, и почему это важно для страны.

Безопасность превыше всего

«Шахтерская-Глубокая» — градообразующее предприятие города Шахтерска, который находится в 51 км к востоку от Донецка.

Угольная шахта — это предприятие повышенной опасности, а работу шахтера часто называют самой опасной из мирных профессий. Поэтому на предприятиях отрасли к вопросам безопасности относятся максимально серьезно. Любой, кто спускается в шахту, обязан сначала пройти инструктаж и научиться применять самоспасатель — специальное средство защиты органов дыхания. Если под землей случится авария (пожар или взрыв метана), в воздухе станет меньше кислорода, чтобы выбраться из опасного участка придется получать его как раз из индивидуального самоспасателя, который подает человеку кислород и позволяет дольше оставаться в сознании.

На «Шахтерской-Глубокой» безопасность обеспечивает продвинутая унифицированная телекоммуникационная система диспетчерского контроля. Она в онлайн-режиме передает информацию о параметрах газовой обстановки на объектах и участках. Также система показывает, работает ли добычной комбайн, включены ли конвейеры, фактически, фиксирует всю жизнедеятельность шахты. А еще может предотвратить аварию: если датчики засекают превышение уровня концентрации метана, напряжение в шахте отключается, чтобы не было искры.

«Таких случаев у нас, слава Богу, не было, надеемся, что и дальше не случится. Мы все контролируем, лавы у нас выветриваются, они обеспечены необходимым количеством воздуха, поэтому проблем из-за метана нет. Это одна из самых совершенных систем, она есть далеко не во всех шахтах, в Донбассе таких предприятий немного» — рассказывает главный инженер «Шахтерской-Глубокой» Богдан Русанов.

Путешествие к центру Земли

Слово «лава», которое использует Русанов, означает забой — то место в шахте, где добывают основную часть угля. С вулканическими массами это никак не связано: в старину лавой называли деревянную доску, приспособленную для сидения, и до наших дней это слово дошло в уменьшительных формах — лавка или лавочка. На заре горного дела шахтеры, добывая уголь в забоях, сидели на узких скамьях, то есть лавах, и впоследствии этим словом стали обозначать именно горную выработку.

В горняцком лексиконе вообще много слов, сохранившихся еще со времен начала разработки угольных шахт. К примеру, коногонка — так называют головной фонарь. Оно происходит от коногонов — рабочих, которые некогда первыми стали пользоваться лампами на головных уборах. А собственно коногонами эти люди назывались потому, что управляли лошадьми, доставлявшими на поверхность вагонетки с углем. Лошадей здесь, разумеется, уже давно нет, а вот современный вариант коногонки наряду с самоспасателем служит одним из обязательных атрибутов горняка при спуске в шахту.

Спускаются шахтеры под землю по вертикальному стволу в специальной клети. Оттуда уже идет подземный электропоезд: по правилам на расстояние больше километра от вертикального ствола нельзя отправлять людей пешком, нужно предоставить транспорт. Однако это не самый удивительный его вид в шахте — еще есть подземный фуникулер, здесь он называется коза, который передвигает вас под уклоном. Выходит, в шахте есть транспорт в любом направлении — вертикальном, диагональном и горизонтальном.

При этом у горняков «Шахтерской-Глубокой» путь до рабочего места, где они добывают главное богатство Донбасса, занимает немало времени. «Чтобы добраться к своему рабочему месту, необходимо потратить где-то 50 минут. Шахтеры собираются на клеть и спускаются вниз, из-за нашей глубины это занимает до четверти часа. Затем около 40 минут уходит на путь до своего рабочего места в лаве», — объясняет Русанов.

Кстати, при шахте работает буфет, но все горняки берут с собой еду из дома: ее называют еще одним традиционным, известным каждому шахтеру словом — тормозок.

Работают в шахте в двух направлениях — горизонтальном и диагональном. Сначала идет проходческая бригада, вместе с огромными комбайнами люди буквально вгрызаются в породу и сразу подают ее назад. Она попадает на комбайн, собирается и уходит на-гора, то есть на поверхность земли. Комбайн проходит какое-то расстояние, проходческая бригада крепит забой. За ней движутся горнорабочие, которые крепят механизированный щит за комбайном. Выходит, что машина вгрызается вглубь породы, люди укрепляют это пространство — забой — и затем начинают собственно основную добычу. Машина проходит по стенам забоя, острыми зубьями ломает породу и осыпает ее вниз. А там по специальной системе конвейерных лент твердое топливо уже движется на поверхность.

История развития шахты

Советские специалисты начали детальную разведку на месте будущей «Шахтерской-Глубокой» еще в 1969 году, главный ствол шахты заложили год спустя, а в 1986 году предприятие сдали в эксплуатацию. «Шахтерская-Глубокая» стала самой глубокой в Советском Союзе и одной из глубочайших в мире. Она уходит под землю на 1 450 м, а уголь добывают на 1 400-метровой отметке.

В июле 2014 года город Шахтерск оказался в эпицентре боевых действий между украинскими карателями и донбасским ополчением. Однако шахта должна работать постоянно — необходимо, чтобы ее обслуживало хотя бы минимальное число специалистов. И в тот день они нашлись, 10 горняков отправились делать свою работу, несмотря на близкие разрывы снарядов. Случись проблемы с подачей электроэнергии, они бы застряли под толщей земли.

Необходимость непрерывной работы шахты объясняется тем, что ее может затопить. Подземные воды в обычных условиях откачивают специальные насосы, однако это оборудование нужно обслуживать, чтобы оно не вышло из строя. А если случилась поломка, ее необходимо оперативно устранить. Если шахту затопит, восстанавливать добычу придется очень долго.

Тогда, на заре вооруженного конфликта в Донбассе, часть сотрудников «Шахтерской-Глубокой» ушла защищать свою родину с оружием в руках, а другие остались, и уже через несколько месяцев вновь запустили работу. Уже в конце ноября шахтеры, как они сами говорят, «зарядили» лаву, то есть начали разрабатывать очистной забой.

Дальше больше. К концу 2015 года горняки на «Шахтерской-Глубокой» поднимали на-гора около 1 300 тонн угля в сутки. А с открытием новой лавы практически удвоили этот показатель. Почти год спустя, в ноябре 2016 года, именно специалистам «Шахтерской-Глубокой» поручили почетное задание — добыть юбилейную, 10-миллионную с начала года тонну угля в ДНР. На одной только этой шахте за 11 месяцев того года выдали на-гора почти 600 тыс. тонн «черного золота».

В 2018 году происходит сразу два знаковых события. Летом горнякам Шахтерска вновь поручили добыть юбилейную тонну — миллионную с начала года для государственного предприятия «Торезантрацит», в состав которого тогда вошла шахта. В этот раз все проходило в торжественной обстановке, на мероприятии присутствовал и первый Глава ДНР Александр Захарченко. А уже в ноябре на «Шахтерской-Глубокой» провели уникальную операцию — ремонт оборудования прямо под землей, в забое. За 19 дней горняки заменили несколько сотен механизмов, не поднимая ни одну из частей большого промышленного комплекса на поверхность.

Сейчас ситуация в Донбассе весьма непростая, но с начала нынешнего года горняки добыли на «Шахтерской-Глубокой» уже более 238 тыс. тонн твердого топлива. Они работают в три смены, чтобы держать высокую планку. В руководстве отмечают, что это достойный показатель в условиях военного времени.

Важно подчеркнуть, что на самой глубокой шахте Донбасса добывают высококачественный энергетический уголь, а его основным потребителем являются тепловые электростанции. Потому это производство так важно. Горняки Шахтерска помогают обеспечивать жителей ДНР светом. Возможно, в будущем топливо отсюда начнут поставлять и в другие регионы России. А если учесть, что уголь по-прежнему высоко ценится во всем мире, «черное золото» с «Шахтерской-Глубокой» в перспективе может пойти и на экспорт.