Донецк, 5 фев — ДАН. Специальная военная операция стала историческим сдвигом, творческим катализатором для многих деятелей культуры Донбасса. Такое мнение в интервью Донецкому агентству новостей высказал герой проекта «Мы.Донецкие» заведующий отделом социокультурной деятельности Донецкой республиканской библиотеки для молодежи, фотохудожник, писатель, участник СВО Никита Олендарь.
«С началом специальной военной операции и в России, и в Республике проявились деятели культуры, искусства, которые, возможно, и были также энергичны и активны до 2022 года, но историческое время обнажило их нужность, и они оказались слышны», — сказал собеседник ДАН.
Смотрите полное видео на наших площадках в VK, OK и Rutube
Этот исторический сдвиг, по убеждению Олендаря, стал своего рода творческим катализатором. Художники и писатели, чьи голоса прежде звучали в пределах их профессионального, узкого круга, вызвали новый, мощный резонанс, сказал он. Среди таковых называет журналистку, поэтессу и писательницу Наталью Чайко: кто-то мог ее знать под псевдонимом Ирма Зарецкая, а в соцсетях она подписывалась как Фермина Даса. Наталья ушла из жизни в июне 2025 года, но ее творческое наследие сыграло немаловажную роль.
«Ее поэтический гений как раз обнаружился с началом СВО. До этого она больше была известна и больше котировалась как прозаик, у нее удивительные, конечно, рассказы, они очень своеобразные. У нее переплетены и темная мистика и наши реалии, события в Донбассе, начиная с 2014-го года. А с февраля 2022-го у нее действительно обнаружился талант и к поэзии», — вспоминает Олендарь.
Если Наталья ответила на вызов времени пером и стихом, то ее муж, Геннадий Жиляков, экс-редактор Донецкого агентства новостей, многие годы работавший и в театре, ушел на фронт добровольцем в разгар Спецоперации. В редкие минуты затишья или во время коротких увольнительных он возвращается к творчеству и делится им с другими.
«Когда у него случаются „увалы“, он приходит к нам в библиотеку, мы с ним проводим время за чашкой кофе, отогреваем его после фронтовой жизни, и, конечно, тот свод художественной литературы, такой философической, этого театрального бэкграунда, кинематографического, который есть у Гены, конечно, тоже удивительны», — добавил Олендарь.