Донецк, 2 окт — ДАН. Украинские боевики в оккупированных Украинске и Новогродовке говорили «придет русня и вам капец», а люди ждали русских и молились. Об этом сегодня рассказали эвакуированные жители, которые все это время находились в оккупации украинских боевиков, видеоматериалы Донецкому агентству новостей предоставили в пресс-службе общественного движения «Донецкая Республика».
«Украинские вечно говорили: „Придет русня и вам капец“, а мы ждали. Я анализирую, я смотрю, ну как можно верить этой Украине. Я живу в Донбассе. Я живу в Новогродовке, сестра живет в Желанное. И мы видели, кто обстреливает Донецк. ВСУ приезжали в Желанное и просили у людей мясо на шашлыки, а потом уезжали на край города — и по Донецку. Как можно поддерживать Украину? Они говорят: „Русня сама себя“. Ну конечно. Человек живет в Донецке, борща поел, вышел за территорию Донецка, обстрелял сам себя и вернулся домой?», — рассказала жительница Новогродовки.
По словам женщины, все грехи всегда сваливали на Россию. И от нее и ее семьи отвернулись все родственники, которые проживают на западной Украине. Не хотели верить тому, что она видела своими глазами и только пытались промыть мозги. Отдельной историей стали последствия референдума в 2014 году. Тогда почти 95% жителей Новогродовки проголосовали за то, чтобы выйти всем Донбассом из-под гнета «незалежной». А после оккупации многим пришлось скрываться, экстренно уезжать и прятаться: «Приезжало СБУ, обыски у них были. Кто устраивал референдум, одну женщину увезли, мы до сих пор не знаем, что с ней».
«Когда Украина выходила, а Россия должна была зайти, а если я вижу украинских военных, то мы тихо сидим. Я в щелочку смотрю, у нас окна забитые досками, они там жили в этом доме, выходят с холодильником, стиральной машинкой или печкой, там не понятно, оно квадратное, и еще в каком-то тазике майно какое-то. Они обворовывали постоянно. Там, где жили, они „в благодарность“ все забирали. А Россия зашла, у них первый вопрос был: „Вам что-нибудь надо, у вас продукты есть?“», — рассказала жительница города.
Женщина добавила, что русские военные далеко не один раз приходили и спрашивали, что нужно. А в какой-то момент без просьб, просто принесли людям сумку картошки.
«Я просто спросила у военного „А картошки нигде не видел тут, чтобы выкопать?“, он говорит „Нет, не видел“. А на следующий день зовет, принес картошки и еще говорит „Извините, что мелкая“», — поделилась она со слезами на глазах.
Мужчины в городах признаются, что скрывались от военкоматов и тех, кто забирал людей в ряды ВСУ. Несогласные с политикой Украины мужчины были вынуждены прятаться по нескольку лет, фактически не выходя из домов и подвалов. Повестки приходили прямо по местам работы. Жить было не на что.
«Две повестки были, скрываюсь. Я шахтер, на шахту две повести пришли. Не высовывал носа, я пенсионер, за пенсию жил. Я посмотрел, что они (ВСУ — прим. ДАН) с моим домом сделали, они свиньи», — рассказал один из эвакуированных жителей Украинска.
Читайте также: Десять лет мучений: как ВСУ стерли с лица земли всю Новогродовку
Активисты ОДДР ежедневно занимаются эвакуацией мирного населения из недавно освобожденных городов и сел, сейчас это Новогродовка, Гродовка, Желанное, Желанное-1, Михайловка, Первое и Украинск. Подробнее читайте в материале.
Новогродовка — город в 10 км от Красноармейска (Покровска). О его освобождении в Минобороны РФ сообщили 8 сентября. Взятие под контроль этого населенного пункта приблизило российскую армию к успеху в Селидово, находящегося всего в 4 км к юго-западу.
Город Украинск находится в нескольких километрах от Селидово. До войны в Украинске проживало более 10 тысяч человек. Бои за его освобождение активизировались в сентябре. Сейчас в городе остается до 3000 мирных жителей.