Донецкое агентство новостей продолжает серию эксклюзивных бесед с военнослужащими, чей труд на передовой часто остается «за кадром». Новый герой спецпроекта Донецкого агентства новостей «Тени войны» — ефрейтор с позывным «Патриот». Он не пилотирует дрон, а готовит его к бою: собирает, начиняет боеприпасами, устанавливает взрыватели. Именно от его работы на 90% зависит успех вылета. Инженер-сапер, ветеран ополчения 2014–2015 годов, он рассказал о том, что ценнее жизни, как юмор спасает в безнадежных ситуациях и почему ветеранам нужны стендап-клубы.
Справка: Батальон армейского спецназа «Жнец» выполняет задачи в рамках СВО с первых дней операции. Его основная миссия — ведение разведки всеми доступными способами, и в этом деле подразделение зарекомендовало себя как одно из самых эффективных. Особенно ярко бойцы проявили себя во время знаменитого «контрнаступления» ВСУ на Запорожском направлении. Расчеты ПТРК и снайперские группы уничтожали натовскую технику и живую силу противника, срывая все попытки прорыва. Именно благодаря мужеству и профессионализму бойцов «Жнеца» враг так и не смог реализовать свои планы по выходу к Крымскому полуострову — все его атаки разбивались о стальную оборону наших войск. «Жнец» входит в состав одного из гвардейских подразделений 58-й общевойсковой армии и имеет богатый боевой опыт — еще до начала СВО бойцы участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. А с первых дней спецоперации они сражаются за освобождение наших земель от неонацистских формирований.
Служба научила мгновенно считывать ложь
О военном опыте Патриот говорит без пафоса, но и без лишних эмоций. Главное, чему научила его служба, — это умение разбираться в людях.
«Экстремальная ситуация показывает, кто есть кто. Служба научила мгновенно считывать ложь — теперь на гражданке трудно смотреть ток-шоу», — признается боец.
После возвращения с заданий характер сильно не менялся, но привычки стали иными. «Начал лишний раз перестраховываться и проверять все. Вздрагивал от хлопков дверей, появилась легкая степень тревожности», — объясняет он.
Патриот на войне с 2014 года. В то судьбоносное время он принимал участие в операции по возвращению Крыма в состав России, выполнял боевые задачи на территории Луганской Народной Республики.
Баланс между службой и личной жизнью
Для Патриота успех — это выполненная задача и способность всегда оставаться человеком. «Если спишь без таблеток и звонить командиру хочется реже обычного — это тоже успех», — говорит он.
Ужасы войны оставляют отпечаток на всю жизнь. Но хоть немного вернуть душевный покой и вспомнить, ради чего все происходит, помогает общение с близкими.
«Звонок домой, хотя бы смс послать — и всем становится легче. Балансирую между службой и личной жизнью…, а иногда просто падаю в пропасть между ними».
Чувство юмора спасает, когда спасать уже нечего
Служба научила бойца смотреть на мир проще. Признается, что никогда не подозревал о важности чувства юмора на войне — Патриота поразило, что он способен вытянуть себя даже из самых безнадежных ситуаций.
«Чувство юмора спасает даже тогда, когда кажется, что спасать уже нечего», — улыбается ефрейтор.
Но не обошлось без тяжелых утрат. К сожалению, они являются неотъемлемой частью миссии ради светлого будущего.
«Погибшие товарищи… Больше всего потерял в себе — удивление. Его почему-то больше нет».
«Жить надо так, чтобы даже твой мешок под глазами гордился»
Философия жизни у Патриота проста и сурова: «Нет ничего ценнее жизни. Жить надо так, чтобы даже твой мешок под глазами гордился прожитыми ночами».
Он уверен, что армейское обучение должно больше опираться на опыт действующих бойцов. «Инструктора с боевым опытом, упор на БПЛА и внедрение новых технологий — за ними будущее. А еще неплохо было бы добавить уроки по выживанию без интернета и кофеина», — добавляет сапер.
Главное — не стать мемом в отчете для штаба
Поддерживать себя в форме помогают спорт, дисциплина и ирония. «В трудные дни мотивирует мысль: главное — не стать мемом в отчете для штаба», — признается боец.
Самым сложным решением в его карьере стал первый бой. «Переступить себя и идти вперед, когда страшно, — вот это настоящее испытание. Хотя честно скажу: выбор между тушенкой и макаронами, когда они остались последние, тоже был нелегким», — смеется Патриот.
Ветеранам нужны стендап-клубы
Несмотря на тяготы войны, гордость за службу у него остается. «Гордость за то, что смог. За то, что получилось. И что никто не догадался, насколько страшно мне бывает», — говорит он.
Особое внимание ефрейтор уделяет будущему ветеранов. «Первое, что нужно — это психологическая помощь и адаптация в обществе. На гражданке их никто не поймет. Нужны сообщества, привлечение на госслужбу», — уверен он.
Патриот говорит, что ветераны — лучшие рассказчики. Именно поэтому нелишним для них будут и собственные стендап-клубы. Ведь порой смех является лучшим лекарством после пережитого стресса и потерь.
Кроме того, ветеран отмечает и необходимость модернизации штатных боеприпасов и взрывателей для БПЛА самодельного и квадрокоптерного типа. Говорит, что за беспилотниками — будущее, а потому на их развитии сегодня нужно сконцетрировать все силы.
Служение — это любовь к Родине
Сегодня Патриот отвечает за подготовку боеприпасов для FPV-дронов. На его плечах не только техническая работа, но и моральная поддержка подразделения. «Отвечал не только за снаряды, но и за плейлист на марш-броске», — шутит сапер.
«Служение Отечеству — это любовь к Родине. Когда готов делиться последним носком без лишних слов», — так формулирует он свое кредо.
Местных жителей старается лишний раз не тревожить, но разговоры все же случаются: «Говорили про погоду, цены, усталость от всего. Люди очень ждут скорейшего мира».
А на вопрос, зачем он пришел на СВО, отвечает коротко: «Хотел посмотреть на реальность без фильтров».
Для Патриота война — это не только испытания и утраты, но и школа мужества, ответственности и самоиронии. Он привык отвечать за чужие жизни и сложнейшие задачи, не теряя человечности и веры в то, что главное впереди. «Нет ничего ценнее жизни», — говорит он, и именно это простое, но глубокое правило становится его путеводной звездой.