Донецк, 1 сентября — ДАН. Дистанционное обучение в школе по-разному влияет на детей разных возрастов, и родителям важно знать, на что обращать внимание, считает психолог, транзактный аналитик Арина Бондаренко. В разговоре с Донецким агентством новостей она назвала основные проблемы, с которыми дети, родители и педагоги могут столкнуться на удаленке.
Сегодня в ДНР в очном режиме открылось 530 школ и 478 детских садов. Школы Горловки решено не переводить на очный режим работы. По словам Главы ДНР Дениса Пушилина, дистанционный режим работы сохранится в более 50 школах, колледжах и техникумах, которые находятся в прифронтовых районах.
Как пояснила Бондаренко, нюансы удаленного формата обучения необходимо учитывать для детей и молодых людей всех возрастов.
Младшие классы
«Если мы говорим, например, о младших школьниках в возрасте 7−11 лет, то у них ведущая деятельность учебная, а они оказываются в ситуации, когда получают очень усеченный и необычный опыт обучения, где онлайн-занятия являются единственной формой коммуникации друг с другом, то есть они лишены живого контакта с учителем и лишены возможности быстрой обратной связи на тот учебный процесс, который у них происходит, — пояснила специалист. — Одно дело, когда на уроке учитель может пробежаться по рядам и посмотреть, как ребенок пишет, что-то сразу же подправить, скорректировать, увидеть, указать, подсказать, подбодрить. В онлайн-формате это сильно усечено, и, соответственно, школьник не получает вот этого опыта непосредственного взаимодействия с преподавателем, с другими учениками».
Бондаренко подчеркнула, что в такой ситуации на ребенка ложится гораздо больше самостоятельной работы, чем он может выполнить чисто физически, в силу возраста и навыков. И родителям следует взять на себя часть работы педагога, чтобы помочь малышу адаптироваться.
Подростки
Что касается подростков, то в этом возрасте ребятам бывает сложно сфокусироваться на обучении, и это становится основной проблемой.
«В результате этого возрастного периода подростки формируют у себя самооценку, формируют у себя стремление к взрослости, и для них учеба на самом деле становится вторичной, что создает дополнительную проблему в онлайн-формате. Она и так у них в подростковом возрасте становится вторичной, а на первое место выходит взаимодействие со сверстниками и социальные связи», — пояснила Бондаренко.
Она подчеркнула, что если и при обычном обучении дети в этом возрасте склонны пренебрегать учебой, то в онлайн-формате, когда контроль за ними естественным образом снижается, они могут вообще «выпасть из процесса обучения».
«Они отвлекаются, уходят в игры одновременно с обучением, отключают камеры, потому что их ведущая деятельность в этом возрасте — это общение, и это нормально. Просто когда учебный процесс организован в оффлайн-формате, возможности для того, чтобы их „вернуть“, у преподавателя всегда больше», — объяснила психолог.
Выпускники
Старшеклассники на удаленке могут столкнуться с еще более серьезными сложностями, предупреждает Бондаренко.
«У них основная деятельность — учебно-профессиональная, то есть это период, когда надо определяться с будущей профессией и специальностью, формировать мировоззрение и искать свою сферу профессиональных интересов. И здесь очень много зависит от того, были ли они в нормальном процессе обучения или у них практически вся их школьная жизнь прошла в процессе удаленки», — сказала психолог.
Ребята могут испытывать сложности с профессиональным самоопределением — в том числе и из-за сложившейся в регионе ситуации.
«У них недостаточно примера мирных профессий, потому что отцы, деды, братья старшие Родину защищают, и это почетно и важно, но это не мирная профессия, но именно она становится не единственным, но одним из немногих образцов для подражания. И в тех условиях, в которых они существуют, увидеть возможности для профессионального самоопределения у них ограничены, — пояснила Бондаренко. — Очень сужается разнообразие деятельности, которые они могут наблюдать. Кто почетный? Военный. Понятно. Врач. Понятно. Сотрудник МЧС. Понятно. Шахтер — тоже понятно. И все. Если в семье или в ближнем круге ребенка нет представителей различных профессий, он может и не задумываться, что, например, существует целое разнообразие профессий».
По ее словам, старшеклассники в такой ситуации могут терять интерес к различным школьным предметам, не видя никакого практического смысла в его изучении.
«В этой ситуации приоритеты могут расставляться ими, исходя не из их личных склонностей и особенностей, а, скорее, ориентируясь только на внешние обстоятельства, в которых они оказались, — предупредила специалист. — У них меньше шансов увлечься какими-то конкретными дисциплинами и, соответственно, выбрать их в качестве сферы дальнейшего приложения».
Она отметила и то, что сами преподаватели до сих пор не привыкли в полной мере работать в таком режиме.