Донецкое агентство новостей в сотрудничестве с военно-политическим экспертом, автором телеграм-канала Colonelcassad Борисом Рожиным продолжает публикацию онлайн-энциклопедии «Оружие настоящего и будущего», которая посвящена новейшим вооружениям, меняющим ситуацию на полях сражений в нашем неспокойном мире.
Предыдущие выпуски мы посвятили электромагнитному и гиперзвуковому оружию, а сегодня речь пойдет о кинетических беспилотниках.
***
Современные проблемы требуют современных решений, и одной из главных «современных проблем» в ходе СВО стали дроны. То, что раньше было просто дорогой игрушкой, всего за несколько лет переродилось в полноценное оружие, очень сильно поменявшее ведение боевых действий и тактику на поле боя. Современные дроны могут проводить разведку, нести бомбы, сами быть бомбами, выступать ретрансляторами связи, нести другие дроны. Естественно, большую актуальность обрел вопрос о методах борьбы с БПЛА.
Собственно, методов борьбы хватает: зенитные ракеты, гладкоствольные ружья, постановщики помех, перекусывание оптических линий. Можно даже таранить своим дроном вражеские. Последний вариант и надоумил наших инженеров о том, как можно избавиться от вражеских «жужжалок» — создать дрон, главная цель которого — охота на другие дроны. Так появилась «Ёлка».
Борис Рожин: «„Революция дронов», начавшаяся в середине 2010-х годов и получившая взрывное ускорение после начала СВО, не только обострила конкуренцию в нишах ударных/разведывательных БПЛА различных типов, но и актуализировала вопрос борьбы с ними. БПЛА «Ёлка» — это один из возможных способов борьбы с дронами противника, призванный расширить возможности тактической ПВО, которая на текущий момент, в условиях засилья дронов, конечно, недостаточна. Это касается в принципе любой современной армии, которая вынуждена адаптироваться к реалиям революции дронов».
Об официальном применении этого БПЛА пока известно не так много, однако в сети есть ролики, на которых «Ёлка» успешно поражает в боевых условиях маневренные дроны, например сбивает украинскую «Фурию». Также оператора с «Ёлкой» видели на Параде Победы недалеко от места расположения почетных гостей.
Простота и эффективность
Одна из главных особенностей «Ёлки» — простота. Внешне дрон действительно похож на стилизованную елочку, оснащенную четырьмя винтами тянущего типа. Оператор просто наводит пусковую установку на цель, и дальше в дело вступает встроенный в «Ёлку» искусственный интеллект с распознаванием образов, который не просто отслеживает перемещение врага, но и старается поразить наиболее уязвимую часть конструкции — лопасти или хвост, если таковой имеется. Причем даже если враг высокоманевренный или находится на контрастном фоне, например на фоне солнца или облаков, он все равно будет отловлен.
«Ёлка» является кинетическим перехватчиком, то есть вражеские БПЛА сбиваются силой удара, а не подрывом заряда. Данная особенность нашего ПВО-дрона позволяет хранить и использовать его на гражданских объектах без каких-либо особенных условий и допусков, что может оказаться крайне важным фактором при защите городов, предприятий или стратегически важных объектов.
Борис Рожин. «Если Россия в начале СВО рассматривалась как отстающая в вопросах дронов и контрдронов страна, то уже сейчас по ряду направлений РФ уже вышла в мировые лидеры. Война, безусловно, двигатель прогресса. Тема использования дронов против дронов, в том числе и как средства ПВО, представляется одной из наиболее перспективных, особенно при дальнейшем развитии возможностей ПВО-дронов самостоятельно находить и поражать цели».
Хотя точные характеристики «Ёлки» не раскрываются, на основе имеющихся данных можно предположить, что скорость подобного дрона может достигать 250 км/ч, его высота полета — до 2 км, дальность полета — до 5 км, а также после запуска он полностью автономен. Получается практически полноценный ПЗРК, только без головной части, вместо которой стоит оптико-механическая система наведения.
По словам разработчика, пусковая установка является многоразовой, что еще более удешевляет конструкцию и позволяет иметь на объекте несколько пусковых установок и большой запас дронов, а обучение оператора такого БПЛА занимает совсем немного времени и доступно практически всем.
Гонка, в которой нельзя отставать
«Ёлка» — не единственная система такого типа. Например, в России активно идет разработка дрона «Рубикон», более сурового варианта «Ёлки», предназначенного для борьбы с тяжелыми беспилотниками, например с украинской «Бабой Ягой». Пытаются не отстать и на Западе: узнав о наших разработках из новостей, в Чехии создали схожий кинетический беспилотник Hunter Counter-Drone, который также рассматривается как средство антидроновой ПВО. По заявлениям разработчиков, он может достигать скорости до 70 км в час, действовать на расстоянии до 5 км и держаться в воздухе 22 минуты. Не исключено, что скоро его обломки попадут в руки наших инженеров для более точного изучения.
Борис Рожин: «„Ёлка», в случае достижения существенных показателей по сбитию вражеских дронов, безусловно будет нуждаться в масштабировании производства и дальнейшей модернизации. Важным элементом полезности дрона является дешевизна «Ёлки». Если воспринимать дрон как расходник, то вопрос удешевления стоимости является одним из базовых параметров любого массового дрона. Дроны такого типа представляются обязательным расходником, который должен вводиться в штатную структуру фронтовых частей. В США аналогичные процессы уже запущены и предусматривают внедрение таких дронов-расходников в организационно-штатную структуру подразделений американской армии к 2027–2028 годам. Нам в этой гонке беспилотных вооружений никак нельзя отставать».
На данный момент система «Ёлка» продолжает разрабатываться и модернизироваться, в планах производство установок для единовременного запуска нескольких дронов, а также мобильное шасси. В дальнейшем планируется создание полностью автоматической системы, способной запускать дроны при минимальном участии человека.
Составитель: военный консультант, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин