Фото: Донецкое агентство новостей/Архив

Донецк, 17 апр — ДАН. Донецкому трамваю уже почти сто лет: первые вагоны побежали по рельсам далеким летом 1928-го. Во время немецкой оккупации трамвайная сеть была фактически уничтожена, но после освобождения города восстанавливалась и росла.

Популярность трамваев и троллейбусов, несмотря на некоторую их «раритетность» в современных условиях, у дончан не снижается. Ежедневно электротранспортом пользуются тысячи жителей республиканской столицы — от молодых мам с детьми до пенсионеров. Однако кататься на нем не всегда комфортно: многие трамваи уже отслужили несколько эксплуатационных сроков, а потому вопрос модернизации стоит довольно остро. Корр. Донецкого агентства новостей посетил вагоноремонтную мастерскую, где трамваи ремонтируют, обновляют и вновь возвращают на маршруты, несмотря на любые сложности. А их хватает. 

Звенящий винтаж 

По улицам Донецка ежедневно курсируют десятки красно-белых трамвайных вагонов марки «Татра», которые производились чехословацким предприятием ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Их средний возраст превышает 40 лет, хотя разработчики предполагали, что в эксплуатации их детища будут находиться не дольше 17. 

«Конечно, вагоны уже давно отслужили свой срок, положенный по эксплуатационным параметрам — при норме 15-17 лет они уже все больше 40 лет ездят. Соответственно, и объемы ремонтов увеличиваются с каждым годом. Ломается все — и хребтовые балки уже лопаются, вагонам, конечно, предел прочности есть, как и у всего», — говорит начальник вагоноремонтных мастерских Виктор Рутченко.

Фото: Донецкое агентство новостей

Он рассказывает: при ремонте вагоны проходят длинный путь. Заехав в мастерскую, каждый проходит процедуру разборки, и снятое оборудование отправляется по разным ремонтным участкам. 

Там машине меняют бандажи, перебираются редуктор, на электроучасток отправляется, соответственно, электрооборудование, тяговые двигатели, рельсовый тормоз. «По мере продвижения вагонов происходит ремонт кузова — участки, подверженные коррозии, вырезаются, новые ввариваются, шпаклюется все это и производится покраска. По мере ремонтов кузовов, — они выдаются из участков агрегатных, электроучастков, — происходит сборка тележек в обратном порядке. По мере продвижения, вагон выходит пересобранный практически полностью», — добавляет начальник мастерских.

По словам главного инженера предприятия «Донэлектроатотранс» Александра Гайдышева, вагоноремонтные мастерские за год способны обслужить порядка 15 вагонов, однако возможности предприятия гораздо больше — нужны только рабочие руки.

«Потенциал у вагоноремонтных мастерских довольно большой, и при увеличении количества штата наших сотрудников мастерские готовы выполнять гораздо большее количество ремонтов — в 2-3 раза, чтобы обеспечивать нормальный выпуск подвижного состава на линиях и комфортные условия для проезда наших пассажиров», — говорит Гайдышев.

Человеческий фактор 

Главный инженер добавляет: на предприятии не хватает узкоспециализированных работников — фрезеровщиков, сварщиков. В то же время острой проблемой является и нехватка водителей для работы на отремонтированном транспорте.

«Плановая численность по трамвайным двум депо нашим, та, которая должна быть на сегодня — это 157 человек (водителей), а у нас по факту на сегодняшний день всего лишь 63 водителя», — поясняет инженер.

В среднем на сегодняшний день ежедневно на линии в Донецке выходит порядка 23-24 единиц трамваев. А еще порядка 40 ходовых, исправных, готовых выйти на линии, просто некому водить. Около 30 трамваев находятся в ремонте. 

Фото: Донецкое агентство новостей

По словам собеседника агентства, по факту ежедневно на линию выходит еще гораздо меньшее число составов. Причина в том, что водители — живые люди и работают посменно, кто-то болеет, а у кого-то отпуск. 

Ситуация с троллейбусами обстоит еще хуже — для обслуживания рейсов необходимо как минимум 200 водителей на город, а фактически их работает всего 73. Патовая ситуация, по словам инженера, сложилась в том числе из-за неконкурентной зарплаты.

Эту ситуацию начали исправлять с января текущего года, и с тех пор наметился рост числа желающих устроиться водителем автобуса, но, как говорится, есть нюанс — для такой работы достаточно распространенной категории D. А вот в электротранспорте категории Tm для трамвая и Tb для троллейбуса соответственно) проблема все также острая. Да и обучиться не так-то легко, хотя на базе «Донэлектроатотранс» есть специальный учебно-курсовой комбинат, который занимается подготовкой водителей электротранспорта.

И что дальше?

Будущее у донецких трамваев и троллейбусов точно есть, заверяет зампред Правительства Республики Владислав Васильев. По его словам, до конца 2024 года будет решен вопрос с модернизацией и развитием Донецкого электротехнического завода. Именно там изготавливают двигатели для электротранспорта и занимаются ремонтом и техобслуживанием электрооборудования. Васильев отмечает, что уже есть инвесторы, желающие вложить средства в развитие предприятия, остались только документационные вопросы. 

Донецкий трамвай, который многое пережил за свою почти столетнюю историю, продолжит выходить на линии и дальше. К слову, и грядущее повышение тарифов не коснется электротранспорта. Меняется Республика, ее столица, меняется жизнь, поменяется и трамвай. И все перемены, конечно же, будут к лучшему.