Донецкое агентство новостей в сотрудничестве с военно-политическим экспертом, автором телеграм-канала Colonelcassad Борисом Рожиным продолжает публикацию онлайн-энциклопедии «Оружие настоящего и будущего», которая посвящена новейшим вооружениям, меняющим ситуацию на полях сражений в нашем неспокойном мире.

**

F-35 Lightning II — один из самых обсуждаемых боевых самолетов современности. Его называют одновременно революционным и провальным, техническим шедевром и примером того, как не надо делать оборонные мегапроекты. Чтобы понять, откуда берется такая поляризация, нужно рассматривать F-35 не только как самолет, но и как продукт своей эпохи, стратегии и промышленного подхода в США.

Тип Многофункциональный истребитель
Разработчик Lockheed Martin Corporation
Производитель Lockheed Martin Corporation
Первый полет 2006 год
Начало эксплуатации С 2012 года (в учебных целях)
Произведено (кол. штук) 1270+

Зачем вообще придумали F-35

F-35 изначально задумывался не как «лучший истребитель в мире», а как универсальное решение для замены сразу нескольких типов самолетов. В рамках программы Joint Strike Fighter США хотели получить одну базовую платформу, которая смогла бы заменить F-16, часть F/A-18, штурмовик A-10 (хотя бы частично) и вертикальный AV-8B Harrier.

Из этой идеи родилось семейство из трех вариантов:

  • F-35A — обычный самолет для ВВС,
  • F-35B — вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для морской пехоты,
  • F-35 °C — палубный самолет для авианосцев.

Ключевым требованием стала максимальная унификация между версиями, что сразу усложнило проект с инженерной точки зрения.

История создания и причины затяжки программы

Судьбу F-35 во многом определили три стратегических решения.

Первое — попытка объединить три принципиально разных самолета в одном проекте. Разные требования к взлету, посадке, прочности планера и массе сделали компромиссы неизбежными.

Второе — ставка на малозаметность и электронное превосходство. F-35 проектировали вокруг идеи, что самолет должен не столько летать быстрее или маневрировать лучше, сколько раньше обнаруживать противника, раньше наносить удар и работать как элемент единой информационной сети.

Третье — запуск серийного производства еще до завершения всех испытаний. Это ускорило поставки, но привело к тому, что уже построенные самолеты приходилось дорого переделывать по мере выявления проблем.

В итоге программа растянулась на десятилетия и стала одной из самых дорогих в истории военной авиации.

Борис Рожин:

«Истребитель F-35 остается самым массовым, но вместе с тем наиболее проблемным из всех самолетов 5-го поколения. Доказанные эпизоды успешного боевого применения соседствуют с достаточно частыми авариями и проблемами в обслуживании. Высокие ТТХ соседствуют с высокой стоимостью эксплуатации».

Основные характеристики и философия применения

Если смотреть на сухие цифры, F-35 не выглядит рекордсменом. Его максимальная скорость ниже, чем у многих истребителей четвертого поколения, а маневренность не является главным козырем.

Однако суть F-35 не в кинематике. Его ключевые особенности:

  • низкая радиолокационная заметность,
  • мощный комплекс датчиков,
  • объединение информации от радара, оптики, РЭБ и внешних источников в единую картину,
  • активный обмен данными с другими самолетами, кораблями и наземными системами.

Пилот F-35 получает не набор разрозненных показаний, а «сшитую» картину боя, где цели уже классифицированы и приоритеты расставлены системой.

Сравнение с российскими самолетами: разные школы

Сравнивать F-35 с российскими истребителями напрямую сложно, потому что за ними стоят разные философии.

Су-35 — это глубокая эволюция Су-27, ориентированная на мощную кинематику, дальность, тяжелое вооружение и выдающуюся маневренность. Он хорошо подходит для завоевания превосходства в воздухе в классическом понимании, но не имеет встроенной малозаметности уровня пятого поколения.

Су-57 задумывался уже как самолет пятого поколения, но с сохранением акцента на маневренность и универсальность. Российская школа традиционно стремится сочетать стелс, внутренние отсеки вооружения и высокие летные характеристики, в то время как американская концепция F-35 делает ставку на сетевое взаимодействие и электронное превосходство.

В итоге F-35 — это не «ответ» Су-35 или Су-57, а машина, созданная под иную доктрину войны.

Почему F-35 считают неудачным или провальным

Критика F-35 в основном направлена не столько на сам самолет, сколько на программу в целом.

Во-первых, это стоимость. F-35 оказался чрезвычайно дорогим не только в закупке, но и в эксплуатации. Сложная логистика, обслуживание, обновления программного обеспечения и модернизации требуют огромных ресурсов.

Во-вторых, последствия раннего запуска производства. Самолеты, построенные до завершения испытаний, нуждались в доработках, что дополнительно увеличивало расходы и вызывало раздражение у заказчиков.

В-третьих, программное обеспечение. F-35 — это «летающий компьютер», и любые задержки с обновлениями или аппаратными модернизациями напрямую влияют на боеготовность парка.

В-четвертых, завышенные ожидания. В публичном поле F-35 часто представляли как универсальный ответ на все задачи, что неизбежно привело к разочарованию. Он не является полноценной заменой A-10, не превосходит F-22 в чистом воздушном бою и не стал дешевым «рабочим конем» уровня F-16.

Наконец, существует устойчивый слух о слабости F-35 в ближнем маневренном бою. В реальности его концепция предполагает избегать таких ситуаций, выигрывая бой за счет обнаружения и удара на дальних дистанциях.

Борис Рожин:

«Для иностранных государств-эксплуатантов истребитель F-35 становится, с одной стороны, ценным приобретением повышающим возможности ВВС страны, но вместе с тем он повышает уровень зависимости национального ВПК от США, что касается как участия в вопросах разработки, так и в вопросах закупки и эксплуатации. В ряде случаев доступ к F-35 используется как прямой военно-политический рычаг, с помощью которого США обеспечивают давление на другие страны, что особенно наглядно проявилось на примере Турции».

Почему, несмотря на все это, F-35 остается ключевым проектом

Несмотря на критику, F-35 продолжает производиться большими сериями и становится основой авиации США и их союзников.

Для США F-35 — это ставка на будущее, где решает не отдельный самолет, а сеть, данные и управление. Именно поэтому его можно считать одновременно проблемным проектом и логичным шагом в развитии военной авиации. Да и признать, что вбухали миллиарды вникуда тоже достаточно непросто, а учитывая, что программе JSF более 30 лет — создать другой самолет в ближайшее время им вряд ли получится, это опять десятилетия разработки, тестов и снова миллиарды.

Борис Рожин:

«За счет доминирования американского ВПК на оружейном рынке можно не сомневаться в том, что США будут наращивать производство F-35 как в собственных интересах, так и с точки зрения экспортных поставок.
В перспективе можно ожидать, что на рынке истребителей 5-го поколения будет расширяться присутствие экспортной версии Су-57, а также вероятно появление китайских истребителей 5-го поколения (вариаций J-20) на вооружении ряда стран, начиная с Пакистана.

Но при этом именно F-35 еще длительное время будет оставаться наиболее массовой машиной 5-го поколения, со всеми своими достоинствами и недостатками».

Ссылки:

РФ воспримет наращивание группировки F-35 в Эстонии как угрозу нацбезопасности — Донецкое агентство новостей, 27.06.2025

Официальный сайт — презентация самолета

Раскрыто преимущество истребителя Су-57 перед американскими F-22 и F-35 — RTVi, 11.11.2025

Оружие настоящего и будущего с Борисом Рожиным:

Составитель: военный консультант, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин

Донецкое агентство новостей в Telegram, VK и MAX