Донецк, 22 сен — ДАН. Небольшой городок был форпостом ВСУ. Оттуда неонацисты долгие годы били из артиллерии, нанося все новые и новые увечья дончанам. Марьинка примыкает к Донецку с запада, здесь почти не было буферной зоны, что часто приводило к стычкам и обострению ситуации.
Освобождение Марьинки далось большой ценой — город фактически уничтожен. Сейчас он не пригоден для жизни — там нет ни одного уцелевшего здания и коммуникаций. Но люди, покинувшие свои дома, мечтают туда вернуться. После очередного репортажа из пустынной Марьинки к нам обратилась Светлана (имя изменено), которая помнит, каким был ее городок до начала войны в Донбассе.
Сейчас семья Светланы, как и многие ее земляки, живет в Донецке.
«Вернуться хочется, конечно, ибо душа болит и плачет по родному. Будем ждать, что же в итоге решат с восстановлением города, хотя надежда слишком мала, хоть и в груди еще теплится. Возможно, если все же на федеральном уровне будет принято решение о восстановлении, то лично приложу максимум усилий, чтоб помочь городу снова жить», — отмечает Светлана.
Ранее в интервью ДАН глава Донецка Алексей Кулемзин заявил, что в отношении Марьинки и соседней Красногоровки разрабатывают генеральный план. Рассматривается ряд вариантов, в том числе в пользу развития там промзоны.
В Марьинке до 2022 года проживало порядка 6 тысяч человек. По словам нашей собеседницы, большинство «сидели дома и ждали наших», так как с 2014 года поддерживали сопротивление региона.
«Мы не могли находиться рядом с людьми, которые причастны к уничтожению Донбасса. Мы постоянно думали о том, как вернуться в Донецк», — подчеркивает Светлана.
Последней каплей стал момент, когда ребенок пошел в первый класс, где всех заставляли разговаривать на украинском языке и петь гимн.
«Мой ребенок не может на нем говорить, ибо всегда слышал русскую речь. Она не хотела учиться, и после уроков буквально слезы накатывались на глаза».
В конце марта 2022 года, когда снаряды начали подбираться к дому нашей героини, она с семьей перебралась в подвал местной школы. Но и там отсидеться не вышло — со слов Светланы, в апреле украинские танки начали прямой наводкой бить по учебному заведению и соседним домам.
В итоге школа была уничтожена, и другого варианта, как уехать, не оставалось, сказала женщина. В Донецк отправились без раздумий.
После изгнания ВСУ из города Светлана не раз посещала родные места, кормила животных, фотографировала для земляков их владения — вернее то, что от них осталось. Там, где жила сама, теперь ровная площадка — будто и не было никакого дома.
«Знаете, сейчас очень тяжело во многих моментах в жизни, но я очень счастлива, что мы все же на своей земле и максимально близко к дому. Я хотя бы могу поехать и побродить по пустынным улицам городка. Марьинка изранена так же, как душа каждого марьинца. Но, несмотря на это, приходишь туда и благодать на душе такая, словно посетил храм».
Донецкое агентство новостей по ссылкам в Telegram, VK и MAX
Ранее ДАН рассказывал, что весной 2025 года в Марьинке появился первый житель — это Галина, которой повезло чуть больше, у ее дома сохранились стены, колодец с водой, разные хозпостройки. До ума доводить все это одной, конечно, сложно, но ехать она никуда не хочет, даже зимой. Наше агентство всячески старается поддержать Галину, доставляя ей гуманитарную помощь.