Донецк, 12 дек — ДАН. Телефонные центры мошенников на Украине не оставляют попыток обманом завладеть деньгами россиян. Для этого к уже известной схеме звонков от лица сотрудников полиции и Центробанка добавляют элементы угроз. В этом сегодня смог убедиться корреспондент ДАН.
Предупреждение: ни в коем случае не следуйте инструкциям телефонных мошенников, лучшая защита — положить трубку, предупредите пожилых родственников, о подобных фактах сообщайте в правоохранительные органы.
Разговор с телефонным мошенником начинается как обычный звонок, однако код региона может отличаться от того, где находится потенциальная жертва. После приветствия собеседник сообщит вам, что он якобы дознаватель Главного управления МВД России. При этом у него уже готова легенда со званием, именем, личным номером и прочей информацией. В случае с корр. ДАН, мужчина представился старшим лейтенантом отдела экономической безопасности.
Главная цель злоумышленника — заставить вас доверять ему с самого начала разговора. Ведь по телефону с нами говорит не кто иной, а сотрудник правоохранительных органов. Никакие ваши данные он не попросит, они все у него уже есть. Назовет по имени отчеству, а после сразу попытается вывести из равновесия, заявив об обнаружении попытки перевода средств с вашего счета. По его легенде, Центробанк успешно заблокировал перевод, но злоумышленники успели оформить на вас несколько кредитов.
Дальше идет очередной психологический трюк: вам рассказывают историю несколько раз, все больше уточняя детали — время операции, сумму, имя человека, которому якобы отправили средства. Он также сделает упор, что никакие личные данные не спрашивает, «не мошенник ведь». Однако уточнит, нет ли у кого-то доверенности для использования вашего счета, а также не использовали ли подозрительные сайты, где вводили свои данные. Ведь где-то же мошенники нашли их и смогли снять средства. Кстати, отсутствие СМС-оповещения объяснят тем, что в мобильном банке вам настроили переадресацию, потому коды подтверждения получаете не вы, а мошенники. Все это, конечно, обман.
Несколько раз просят пересказать все, что вы поняли. При этом расчет идет на то, что повторяя, вы больше и больше начинаете верить в произошедшее, а также подкрепляете уверенность мошенника: их слушают, слышат и готовы продолжать выполнение инструкций. Вас начинают уверять, что все поправимо, но нужно написать расписку, что вы не подавали заявки на получение кредитов. И вместе с тем вы обязуетесь соблюдать нормы Уголовного кодекса, в частности, статью 310 (о неразглашении данных предварительного расследования).
А далее происходит переход к новому элементу в схеме обмана. Вас начинают запугивать тем, что конечным получателем средств оказались лица, которые ведут сбор средств в пользу украинских боевиков, и теперь в случае отказа от сотрудничества вы становитесь соучастником уголовного преступления. Дошло до того, что он предупредил о возможном выезде наряда полиции по месту регистрации.
Мошенник на проводе несколько раз повторяет, что связываться по этому вопросу нельзя ни с родственниками, ни с коллегами, ни с кем вообще еще — все строго под запретом и регламентируется уголовным кодексом. А дальше злоумышленник начинает постепенно готовить вас к переадресации разговора на якобы сотрудника Центробанка. И да, лжеполицейский предупреждает, что отключаться ни в коем случае нельзя, так как позже перезвонить они не смогут, а вы создадите «препятствие следствию».
Ненавязчивая музыка при переходе от одного мошенника к другому, и вот трубку берет тот самый сотрудник ЦБ РФ, задача которого защищать вас и помочь решить вопросы со всеми записанными кредитами. Вас еще раз просят рассказать легенду, что же вам сообщил прошлый собеседник и включаются в обработку. Начинают подталкивать для сверки данных, а после предлагают создать новый счет и перевести туда все деньги.
Кстати, ответить о том, с какого именно счета и в каком именно банке совершен платеж вам не сможет ни один, ни другой собеседник. От вас отмахнутся, сообщив что-то о едином банковском счете среди всех банков. Напоминаем, что такого не существует. Вопрос: «А что, Центробанк уже работает с физическими лицами?» их также не смутит. На большинство типовых вопросов они найдут ответ и вновь вернуться к своей легенде.
Пожалуй самое забавное в разговоре с корр. ДАН были неоднократные жалобы на помехи со связью. Оба собеседника говорили, что в ДНР и ЛНР постоянно такие проблемы и им очень сложно общаться с жителями новых регионов. Кроме того, они просили быть начеку, ведь очень много мошенников сейчас активизировалось в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
После всего этого мошенникам прямым текстом было сказано, что они мошенники, но история не закончилась на отбое вызова. Номер подвергся бомбардировке звонками из разных регионов. Временное переключение телефона в режим «полет» помогло решить эту проблему, а после все обозначенные номера успешно можно отправить в спам и заблокировать.
Корр. ДАН после общения с мошенниками решил позвонить на телефон доверия в Главное управление МВД России. Там подтвердили, что такую схему используют исключительно мошенники и ни в коем случае не стоит следовать их инструкциям или передавать любые данные.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал!
Ранее ДАН писал, что случаи мошенничества, связанные с несанкционированным доступом к банковским картам граждан, зафиксированы в ДНР, жителям следует быть бдительными и не поддаваться на уловки злоумышленников. Однако, в том случае говорилось о звонках от якобы сотрудников Промсвязьбанка, подробнее о данной схеме мошенничества вы также можете прочесть в материале.