Зугрэс, 25 июл – корр. ДАН. Война в Донбассе повлияла на все сферы жизни региона, в частности, нарушила работу предприятий: многие сократили производство или вовсе закрылись. Зуевский энергомеханический завод не стал исключением. Он простаивал долгие семь лет, и лишь в 2021 году наметились перемены к лучшему – открылся литейный цех, уже заключены контракты на экспорт 50 тысяч тонн продукции.
Корреспонденты ДАН побывали на ЗЭМЗ и выяснили, как пойдет восстановление работы этого уникального технического комплекса.
Славное советское прошлое
История предприятия началась в победном 1945 году с постановления Государственного комитета обороны СССР об образовании Зуевского литейно-механического завода. Годом позже предприятие введено в эксплуатацию, началось производство запчастей и оборудования для строящихся и действующих тепловых и гидроэлектростанций.
«На заводе был налажен выпуск козловых и башенных подъемных кранов – специальных кранов для подъема груза в 100 тонн на высоту более 100 метров – для электростанций. Выпускались хребтовые балки для установки ядерных реакторов, коуши тросов для атомных станций. Всего работало 24 цеха», – вспоминает главный энергетик завода Юрий Хомяковский.
На заводе он работает с 1974 года, а в профессии прошел все ступени становления: был электромонтером, мастером участка, начальником цеха, потом главным энергетиком. Сейчас он один из ключевых специалистов, которые обеспечивают бесперебойную работу электродуговых плавильных печей.
Хомяковский добавил, что подъемные краны, изготовленные на этом заводе, применялись и на работах по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской атомной электростанции станции 26 апреля 1986 года. С их помощью возводили "саркофаг" над разрушенным четвертым энергоблоком.
За 75 лет завод произвел 183 подъемных крана на гусеничном и рельсовом ходу, более 1250 башенных кранов, 3900 мостовых и козловых кранов, 260 вагоноопрокидывателей. Созданные в Зугрэсе краны используют на крупных стройках в Индии, Мексике, Вьетнаме и других странах.
Украинский период - упадок производства
Сегодня, глядя на заросшие травой рельсы и огромные цеховые здания с разбитыми окнами, сложно представить, что тридцать лет назад здесь кипела жизнь. На заводе, слава о котором гремела по всей стране и далеко за рубежом, работали пять с половиной тысяч человек. Распад Советского Союза разрушил экономические связи с предприятиями-смежниками, а независимой Украине завод-гигант, ориентированный в основном на атомную энергетику, оказался, в общем-то, не нужен.
Но даже в нестабильных условиях «лихих девяностых» советский производственный задел позволили переориентироваться на работу в металлургической отрасли. Специалисты наладили выпуск мостовых кранов и судо-погрузочных комплексов для портов. Например, для Алчевского коксохимического комбината в 2006 году сделали установки сухого тушения кокса. Но все равно объемы производства снижались, а квалифицированные специалисты уходили. Кроме того, нарушилась преемственность подготовки кадров.
Был еще один, весьма немаловажный аспект: переориентация на нужды металлургической отрасли хоть и прошла успешно, но стала вынужденной мерой. Для нормального функционирования предприятию такого уровня как Зуевский энергомеханический завод необходимо видеть перспективы развития энергетической отрасли страны. Украина их предоставить не смогла.
Для сравнения, на данный момент корпорация «Росатом» строит 35 атомных энергоблоков за рубежом и еще три – в Российской Федерации. А на Украине все еще продолжается эксплуатация атомных реакторов советского производства.
Под огнем «Ураганов»
Крест на работе завода, казалось бы, должна была поставить вооруженная агрессия Киева в Донбассе в 2014 году.
«Обстрелы – сильные. Были серьезные попадания, например, в восьмой цех влетел реактивный снаряд «Урагана». В одиннадцатый тоже ракета влетела, – говорит Хомяквский. – Все это время мы поддерживали жизнедеятельность предприятия. У меня в бригаде пять электриков. И мы ходили, включали станки. Не работали, а так: «пуск», «стоп», влево-право».
Главный энергетик отметил, что на заводе до сих пор остался мощный станочный парк: карусельные, расточные, строгальные, токарные станки, предназначенные для обработки крупногабаритных деталей.
Сохранили «сердце» предприятия
«Понимаете, литейный цех – это сердце любого завода. Потом идет обработка заготовок, монтаж уже готовых деталей… Сердце здесь сохранено. Предприятие не разворовано, несмотря на простой в течение семи лет. Но ремонтов оборудования требуется очень много, поскольку эти семь лет бесследно не прошли», – объясняет коммерческий директор «Донметэкспо» Евгений Пронин.
Именно эта компания арендует на заводе литейный цех, оснащенный двумя электродуговыми плавильными печами емкостью три и пять тонн соответственно.
По словам Пронина, сейчас разработана программа по переплавке чугуна из отвалов металлургического производства. «Перспектива развития завода очень большая. Мы используем для плавки не металлолом, а шлак. Отвалы металлургических комбинатов накапливались здесь десятками лет, с 1950-х годов. Эти отвалы вообще мало, кто использует. А за рубежом готовы покупать тысячи тонн нашего чугуна», – сказал он.
Пронин добавил, что сейчас требуется еще 40 – 45 работников к тем 40, что уже трудятся на заводе. Открыты вакансии сталеваров, шихтовщиков, литейщиков, сварщиков, крановщиков.
Конечно, можно сказать, что переплавка вторичного металлургического сырья из отвалов в чугун – огромный шаг назад по сравнению с успехами предприятия, выпускавшего раньше краны по 100 тонн грузоподъемностью. И это – правда. Но.
Уже нет той страны, в рамках промышленной кооперации которой работал ЗЭМЗ. Да и семь лет простоя вместе с обстрелами отразились не лучшим образом на оборудовании. Но производственные мощности, пусть и в ограниченном объеме, все же востребованы, люди хотят и могут работать. И предприятие дает им такую возможность.
Работа сегодня и в перспективе
Начальник литейного цеха Николай Устинов – высококлассный специалист, проработавший в металлургии около 20 лет, он погружен в задачи и проблемы ближайшей перспективы, но смотрит в будущее с осторожным оптимизмом.
«В смене 16 человек: сталевар, два подручных, земледел, два формовщика, два машиниста крана, обрубщик, шихтовщик, электрики, слесари. Выпускаем плавку в ковш, а потом электромостовым краном переносим ковш на плац, и выливаем слитки весом 530 килограммов по стандарту. За смену две плавки, это порядка 10 тонн с одной печи. В основном работаем на пятитонной . «Трёшка» – для поддержки», – рассказывает он об особенностях производства
По словам Устинова, в ближайших планах – набрать четыре бригады для круглосуточного непрерывного процесса. Чтобы обе электропечи были постоянно в работе. Четыре плавки – это порядка 18–19 тонн чугуна в смену за 12 часов. Или 36–40 тонн в сутки.
«Хотим поставить еще пару печей именно в этом цехе. Каждая либо по шесть тонн, либо по 12. Будем закупать в России», – делится литейщик планами на будущее.
Мы покидаем Зуевский энергомеханический завод со смешанными чувствами. С одной стороны, жаль того промышленного великолепия, что поросло травой за три десятилетия «независимой Украины» и за семь лет вооруженной агрессии киевской власти в Донбассе. Но с другой стороны сохранено главное – квалифицированные специалисты, которые готовы трудиться и развивать производство. Аккуратно и бережно они из тлеющих углей раздувают огонь, который способен обогреть многих. *пг*гж*пп