Фото: Global Look Press

Донецк, 13 мая — ДАН. Госдума РФ сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, обязывающий таксистов постепенно перейти на отечественные автомобили. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.

«В этом законе впервые государство будет определять вертикаль локализации автомобилей во всех регионах РФ. Машина считается технически исправной, пока она проходит ежегодный технический осмотр. На сегодняшний день 1 млн 46 тысяч машин, которые зарегистрированы в реестрах субъектов РФ, будут работать до списания», — пояснил Председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.

Данный законопроект был принят в первом чтении еще в январе 2024 года. Затем его пришлось сильно дорабатывать, за что председатель Госдумы Вячеслав Володин пожурил авторов: сенатора Андрея Кутепова и депутата Владимира Гутенева.

«Давайте отрабатывать нормы, а не вносить их сырыми. Тот, кто хочет, где‑то желая лучшего, плечо подставить и ускорить процесс, должен осознавать риски. Мы с этим столкнулись, вынуждены были практически с нуля заниматься подготовкой этого законопроекта», — отметил он.

Согласно финальной версии закона, к работе в такси впредь должны допускаться лишь отечественные машины, обладающие тем же количеством «баллов локализации», что установлены Правительством для госзакупок. Эти баллы — оценочный инструмент, введенный в 2019 году. Их начисляют за операции штамповки, сварки, окраски, сборку двигателя, коробки передач и так далее, произведенные силами отечественного автопрома.

Кроме того, в первые годы в такси смогут работать машины, произведенные в рамках инвестконтрактов, заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

В разных субъектах РФ новые правила будут вводиться с разной скоростью. В большинстве регионов они начнут действовать с марта 2026 года. В Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа — с марта 2028. В Дальневосточном федеральном округе — с марта 2030. А с 1 января 2033 года будет отменено послабление, касающееся инвестконтрактов. С этой даты на работу в такси будут принимать лишь отечественные автомобили с нужным количеством баллов.

До сих пор требования, установленные Федеральным законом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», были минимальными. Они касались в основном внешнего вида такси (специальных обозначений) и информации для пассажиров внутри салона. Лишь на региональном уровне могли устанавливаться дополнительные требования к экоклассу машины. Крупнейший агрегатор такси «Яндекс» перечисляет следующие документы, необходимые таксисту для работы: водительские права, СТС, полис ОСАГО с пометкой «Такси», полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика), разрешение перевозчика и путевой лист.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK

Эксперты Аналитического центра при Правительстве на днях подготовили исследование «Влияние локализации автомобилей такси на положение отрасли», в котором выражают опасения касательно последствий принятия законопроекта. Они указывают, что более половины российских таксистов — это партнеры агрегаторов на собственных автомобилях, для которых извоз — лишь подработка. Им невыгодно менять машину из-за новых требований, а проще будет отказаться от этой деятельности. Это может привести к резкому уменьшению числа такси и росту цен.

У водителей с частичной занятостью доля машин, уже сейчас соответствующих новым требованиям, колеблется от 0–2% в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, до 20% в Северо-Кавказском федеральном округе. Таксисты с полной занятостью на собственных автомобилях чаще пользуются отечественным автопромом, но не дотягивают до требований закона по баллам. Больше всего «правильных» машин среди тех, что таксисты арендуют для работы, но и здесь их доля в среднем по округам не превышает 20%.