Донецк, 11 апр – ДАН. Моряки многоцелевого сухогрузного теплохода «Азов Конкорд» сегодня на пресс-конференции в Донецке рассказали подробности захвата украинским националистическим подразделением «Азов» в порту Мариуполя. Команда судна была освобождена в числе других 47 моряков накануне.

«На судно 24 марта вошли вооруженные бойцы подразделения «Азов». Я, как капитан, представился. Они приказали всем лечь на пол и приказали собрать весь экипаж на главной палубе. Держа под дулами автоматов весь экипаж, приказали лечь лицом вниз и вытянуть вперед руки», – говорит капитан «Азов Конкорда» Николай Галактионов.

Он добавил, что потом был вынужден с одним из солдат пойти в капитанскую каюту за судовыми документами. У всех изъяли телефоны, ноутбуки, другие носители информации, а также собирали по каютам личные вещи и деньги команды судна. Также боевики «Азова» забрали все гражданские документы моряков.

«Меня вместе с третьим механиком повели на мостик, все это продолжалось под прицелами автоматов. После чего меня сразу повалили на пол и надели наручники. Один из «азовцев» прикладом разбил все навигационное и радиосвязное оборудование», – вспоминает недавние события старший помощник Алексей Ижевский.

Он добавил, что боевики «Азова» пригрозили расправой с теми, кто самостоятельно попытается выйти на связь. Также, по словам старпома, подобные меры с уничтожением связного оборудования были применены только к русскому экипажу.

«Когда нас положили на пол на палубу на мостике, то со стороны бойцов батальона «Азов» были угрозы, что – дословно: «Мы вас разденем, вывезем на [металлургический завод] «Азовсталь» и привяжем к деревьям, под расстрел российским кораблям!» Было очень сильное морально-психологическое давление», – утверждает Ижевский.

По словам капитана судна, «Азов Конкорд» под флагом Мальты пришел в порт Мариуполь 21 февраля для плановой загрузки металлом. Экипаж - 12 россиян и два азербайджанца. А 24 числа, когда она была завершена, вахтенный доложил старшему помощнику, что по порту ездит БТР. Украинские военные сказали портовым рабочим, что в городе начались боевые действия, и чтобы они уходили.

«Потом с нами связался портовый агент, и сообщил нам, что будет решаться вопрос о выводе судна. Но в итоге вопрос этот так и не решился, и нам сказали, что судно остается в порту. После чего украинские военные со своих кораблей заминировали фарватер, вход и выход из акватории порта. Мы видели эти мины – ода из них плавала рядом с бортом нашего судна. Также были затоплены плавкраны и небольшой танкер», – говорит капитан Галактионов.

Полсотни иностранных моряков эвакуированы с судов в Мариуполе, деблокированных силами ДНР и РФ

Он добавил, что до захвата судна 24 марта экипаж находился на борту и никуда не выходил, потому, что велись боевые действия.

«Все время пребывания на борту нам приходилось экономить еду, поскольку большую ее часть забрали «азовцы». Питьевую воду они забрать не смогли, поскольку она находилась в цистернах. Из-за обстрелов порта мы сидели в машинном отделении, фактически, там и жили. На мостик мы поднимались только для того, чтобы посмотреть, что с судном», – вспоминает Ижевский.

По словам капитана судна, в один из дней моряки увидели военных с белыми повязками, но они сразу к судну не подошли. А вот на следующие сутки постучали в борт прикладами автоматов.

«Они не направляли на нас оружие, просто выяснили, кто мы, и нет ли на борту посторонних или оружия. Мы ответили, что мы – русские. Они поднялись к нам на борт, сказали, что они из разведки ДНР, назвались подразделением «Летучая мышь»», – сказал Галактионов.

Военные ДНР сообщили, что в течение суток морякам привезут гуманитарную помощь. Так и случилось, причем продукты и другие припасы доставили и на соседние суда. «Ребята из разведки ДНР дали нам свои телефоны, чтобы мы сразу могли связаться с родственниками и сообщить, что с нами все в порядке», – уточнил член команды Эьвин Нажматдинов.

***

Добровольческий батальон «Азов» был создан в апреле 2014 года, в сентябре того же года развернут в полк особого назначения Нацгвардии МВД Украины. Личный состав подразделения отличается радикальными националистическими и откровенно неонацистскими убеждениями, используется символика подразделений СС: «волчий крюк» – вольфсангель, эмблема  2-й танковой дивизии СС «Дас Райх», 36-й гренадерской дивизии СС «Дирлевангер». В полку  служат также иностранные граждане с неонацистскими убеждениями.

По данным ООН и международных правозащитных организаций, отмечены многочисленные факты военных преступлений со стороны военнослужащих «Азова. Так, в отчете ООН «Сексуальное насилие, связанное с конфликтом в Украине» задокументирован случай похищения бойцами батальона «Азов» женщины, которую подвергали избиениям, пыткам и запугивали угрозами группового изнасилования. В 14-м отчете управления верховного комиссара ООН описан случай группового изнасилования бойцами батальонов «Азов» и «Донбасс» умственно отсталого инвалида.