Донецк, 26 мая — ДАН. Ровно 11 лет назад в Донецк пришла война, в этот день украинская преступная власть вслед за Краматорском и Славянском приняла решение развязать кровопролитную бойню в столице Донбасса. Первый удар в Донецке принял на себя международный аэропорт имени Прокофьева, расположенный на северной окраине города, с той поры наступила точка невозврата в отношениях ДНР и Украины.
История донецкого аэропорта началась в 1933 году. Он был возведен на самой высокой точке города — 241 метр над уровнем моря. Первый рейс был совершено по направлению Сталино (в 1933 году так еще назывался Донецк) — Старобельск (ныне ЛНР). Всего за время существования аэропорта у него было три терминала: первый представлял собой всего лишь одноэтажное здание, второй был открыт в 1957 году, он принимал рейсы до 2012 года, а уже в мае 2012 года заработало новое здание, ставшее одной из визитных карточек Донецка.
Строительство нового аэровокзала и взлетной полосы началось в 2011 году в рамка подготовки города к проведению Чемпионата Европы по футболу-2012 (одного из главных футбольных турниров планеты). После реконструкции аэропорта его пропускная способность увеличилась с 300 до 3100 человек в час, а сам он теперь мог принимать любые типы самолетов. Новому семиэтажному терминалу было присвоено имя знаменитого уроженца Донбасса, композитора Сергея Прокофьева. Модернизация аэропорта обошлась в 875 миллионов долларов.
До мая 2014 года аэропорт принимал и выполнял полеты в разные страны Европы, Азии и Африки. Последний вылет из донецкой воздушной гавани произошел рано утром 26 мая 2014 года. Символично или нет, но это был рейс №504 из Донецка в Киев. Можно сказать, что с этого момента остаткам всех дружественных связей между Донецком и Киевом был положен конец. После этого в семь утра в аэропорту началась эвакуация людей и персонала, а уже ближе к полудню в небе над аэропортом появилась украинская военная авиация, в Донецке раздались первые звуки взрывов бомб и снарядов. Многие дончане тогда еще не догадывались, что, к сожалению, эта обстановка станет привычной для города миллиона роз на многие годы.
В этот день удары украинской армии пришлись не только на аэропорт, но и на территорию вокруг него. В частности, были попадания снарядов в жилые дома и гражданские автомобили, в результате чего от обстрелов ВСУ погибли первые мирные жители Донецка. Это подтверждалось бесчисленными видео, которые выкладывали дончане в соцсетях, на этих сюжетах были запечатлены окровавленные трупы гражданских, оказавшихся в эпицентре украинского террора.
Бои в аэропорту между ополченцами и украинскими боевиками в тот день продолжались до вечера, но силы сторон были несопоставимы, и республиканцы были вынуждены отступить, оставив воздушную гавань врагу, откуда он потом наносил бесчисленные удары по городу. На протяжении лета продолжались локальные столкновения ополченцев и украинских националистов, однако существенных изменений там не происходило.
Новый виток масштабных боев за аэропорт начался осенью 2014-го, когда подразделения ДНР после разгрома ВСУ в Иловайске высвободили силы и смогли начать масштабное наступление на украинские позиции. В середине октября нашим бойцам удалось закрепиться в районе старого терминала, а «всушники» были полностью оттеснены в здание нового терминала, также за ними оставалась почти 60-метровая диспетчерская башня управления воздушным движением. Затем на некоторое время противостояние переросло в позиционную войну на истощение, в которой у ВСУ не было шанса победить, ведь они по-сути находились в полукольце.
Именно в этот момент на весь мир прогремели имена Арсена Павлова (позывной «Моторола») и Михаила Толстых (позывной «Гиви»), которые командовали легендарными подразделениями Народной милиции ДНР «Спарта» и «Сомали» соответственно. Они вместе со своими бойцами участвовали в самых кровопролитных боях за воздушную гавань. Место боев довольно часто посещал и первый Глава ДНР Александр Захарченко.
Важность аэропорта для Республики была обусловлена тем, что эту территорию украинские войска использовали для корректировки огня и непосредственно для ведения обстрелов по Донецку и прилегающим поселкам. Поэтому уже в январе 2015 года ополченцы пошли на решающий штурм. Так, к 13 января нашим силам удалось нарушить радиосвязь «киборгов» (так украинские СМИ называли боевиков Киева, действующих в аэропорту) между собой и с позициями ВСУ за пределами аэропорта. Это говорило о том, что дни нахождения боевиков Киева на территории аэропорта сочтены.
Основные бои в январе развернулись в новом здании аэропорта, от которого остались лишь руины. Особенностью этих боев — чрезвычайная близость огневого контакта: противники стояли в считанных метрах друг от друга, при этом каждый зал или комната отрабатывались гранатами. В итоге оставшихся боевиков ополченцы загнали в подвал. Некоторые сдались в плен, остальные были уничтожены. 15 января Захарченко сообщил о полном освобождении аэропорта от ВСУ, а уже 21 января эту информацию подтвердил и Киев. Таким образом бои за освобождение донецкого аэропорта продолжались более 240 дней.
Эта битва стал одной из самых ключевых событий всей войны в Донбассе, в ходе которой ополченцы не дали противнику создать в этой точке опорную базу для наступления на Донецк, а также стала серьезным идеологическим ударом для Киева.
В дальнейшие годы конфликта противник неоднократно предпринимал старания вернуть себе контроль над аэропортом, однако республиканцы не дали продвинуться врагу и на корню пресекали все попытки киевского режима закрепиться там.
Сейчас там как никогда тихо, ведь близлежащие Авдеевка и Пески, из которых оккупанты постоянно обстреливали столицу ДНР, и в частности, аэропорт, уже давно под контролем ВС РФ. Но сама же территория воздушной гавани по-прежнему усеяна следами недавней войны — многочисленными гильзами разных калибров, тубусами от гранатометов и пр.
В последнее время все чаще заходит речь о возможности восстановления воздушной гавани Донецка. В частности, в декабре прошлого года Глава ДНР Денис Пушилин заявлял, что проектно-сметную документацию по восстановлению аэропорта начнут составлять уже в этом году. А заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин рассказал, что стоимость восстановления аэропортов в исторических регионах в среднем обойдется в 1,5-2 млрд рублей. Пока неизвестно, как аэропорт будет выглядеть, но жители Республики уверены, что он возродится и гражданские самолеты вновь смогут взлетать отсюда в донецкое небо.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!