Донецк, 19 сен — корр. ДАН. Министр обороны РФ Сергей Шойгу официально подтвердил боевое применение Су-57 в рамках специальной военной операции на Украине, а ВВС США в свою очередь перебросили самолеты F-22 Raptor на авиабазу в Польше. Российский военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков поделился с Донецким агентством новостей мнением о том, сойдутся ли в воздушном бою истребители пятого поколения ВВС США F-22 Raptor и Су-57 Воздушно-космических Сил (ВКС) России. 

Ранее в ряде СМИ сообщили, что еще 28 июля шесть истребителей пятого поколения F-22 Raptor перелетели с авиабазы на Аляске на аэродром передового базирования Ласк в Польше с промежуточной посадкой на авиабазе Лейкенхит в Англии. Также ранее сообщалось, что в апреле на эту же авиабазу прибыла эскадрилья американских истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet Корпуса морской пехоты. А в феврале ВВС США направили в Польшу группу тяжелых многоцелевых истребителей F-15 Eagle.

Возможно ли такое вообще?

«Если произойдет воздушный бой между русским истребителем пятого поколения Су-57 и американским F-22 Raptor, то это будет прямым боестолкновением между США и Россией. Наши средства объективного контроля это зафиксируют, и американцы в таком случае ничем не смогут, скажем так, оправдаться. Поэтому ВВС США на такой авантюрный шаг не пойдут», — уверен Леонков.

По его словам, само размещение американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor на авиабазе в Польше говорит только лишь о том, что американское командование обучает своих пилотов в условиях нового для них театра военных действий в Европе.

«За последние три месяца наши средства объективного контроля воздушной обстановки зафиксировали возросшую активность самолетов-разведчиков НАТО и их истребителей в пространстве Восточной Европы. Они практически постоянно находятся в небе под видом боевого дежурства — осваивают новую для себя тактическую обстановку. А также тренируются в использовании системы передачи тактической информации в реальном масштабе времени образца НАТО Link 16, — говорит Леонков. — F-22 Raptor не первый раз принимают участие в учениях НАТО в Восточной Европе».

Эксперт добавил, что командная линия связи Link 16 позволяет наводить истребители, не используя бортовые РЛС (Радиолокационные станции — прим. ДАН). Это коммуникационная система навигации и идентификации, которая поддерживает обмен данными между тактическим командованием, самолетами, кораблями и наземными подразделениями. Скачкообразная перестройка частоты обеспечивает безопасность.

Также Леонков категорически отмел любую возможность применения американских истребителей пятого поколения для ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) против российских зенитных комплексов и самолетов.

«Американские истребители пятого поколения не предназначены для задач радиоэлектронной борьбы, F-22 Raptor являются сугубо самолетами, которые могут участвовать в воздушных боях и наносить точечные удары по наземным целям с использованием управляемого высокоточного оружия класса „воздух-поверхность“. Для радиоэлектронной борьбы (РЭБ) у США есть другой самолет — EA-18G Growler. К тому же наши зенитно-ракетные комплексы устойчивы к такого рода помехам», — говорит эксперт.

Кто лучше?

Споры о том, какой истребитель пятого поколения лучше — американский или русский, являются камнем преткновения в среде как профессионалов, так и любителей боевой авиации. Сама концепция пятого поколения основывается на ряде жестких требований: сверхманевренность истребителя, его малозаметность для обнаружения локаторами противника, способность вести дальний ракетный воздушный бой, сверхзвуковая крейсерская скорость полета, возможность интеграции в единую сетецентрическую систему управления полем боя.

На сегодняшний день к пятому поколению можно отнести американские самолеты F-22 Raptor, F-35 Lightning II и русский тяжелый многоцелевой истребитель Су-57. Также к «пятерке» относится китайская машина Chengdu J-20 Black Eagle. Существует и, так называемое, поколение «4++» — к ним относятся такие самолеты, как Су-35С и Су-30СМ ВКС России. Они отличаются меньшей стоимостью, но при этом обладают большинством характеристик пятого поколения.

Представим наших гипотетических «воздушных бойцов»:

Тяжелый истребитель F-22 Raptor стал первым серийным самолетом пятого поколения. Его разработка началась еще с 1986 года в рамках программы Advanced Tactical Fighter — «Тактический истребитель будущего». Стоит отметить, что требования к самолету были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и производства серийных истребителей. При этом отказались от локаторов бокового обзора и оптико-локационной станции ближнего боя.

Первый серийный F-22 поступил на авиабазу «Неллис» в Неваде 14 января 1999 года. А в 2004 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья на авиабазе Лэнгли. Истребитель построен по технологии малозаметности «стелс» с размещением всего вооружения — как ракет, так и бомб во внутренних отсеках. Остекление кабины пилота полностью покрыто золотым напылением для снижения заметности.

В 2006 году планировалось закупить 382 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 экземпляров, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость «Раптора» заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35.

На вес золота

Стоит отметить, что на этапе разработки каждый экземпляр истребителя должен был стоить не более 35 — 40 млн долларов. Однако, согласно открытым данным, каждый серийный экземпляр истребителя F-22 обошелся американской казне в 183 млн, вместе с затратами на исследование цена за один экземпляр поднялась до 350 млн. А стоимость всей программы разработки составила 65 млрд.

Об истребителе F-22 иногда говорят, что самолет, в буквальном смысле, на вес золота. На февраль 2006 года стоимость 19,7 тонны чистого золота, что соответствовало весу пустого истребителя пятого поколения, составила те же 350 млн долларов.

При этом «Раптор» отнюдь не самый дорогой самолет в мире вообще. Это почетное звание — у малозаметного «стелс»-бомбардировщика B-2 Spirit. Каждый из построенных самолетов обошелся ВВС США в 1,157 млрд долларов, а с учетом опытно-конструкторских работ — в 2,1 млрд долларов.

Наш ответ

Русский истребитель пятого поколения Су-57 является вторым серийным, и, если и уступает американскому «Раптору» по какому-либо параметру — так это по стоимости. Один экземпляр стоит приблизительно 30 млн долларов. Наш истребитель впервые взлетел с аэродрома Комсомольска-на-Амуре 29 января 2010 года. А в 2019-м началось серийное производство самолета. На сегодняшний день построено 10 прототипов и три серийных боевых самолета.

В отличие от «Раптора», русский истребитель пятого поколения оснащен не только носовой фазированной антенной РЛС, но и боковыми — в кромках крыльев. Также установлена оптико-локационная станция, которая позволяет атаковать цели скрытно, вообще без включения бортового локатора. К тому же летчик Су-57 может наводить ракеты поворотом головы с помощью нашлемного прицела.

Кстати, первый в мире нашлемный прицел «Щель-УМ» для советских истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 был разработан и производился на заводе «Арсенал» в Киеве.

Как и у «Раптора», управляемые ракеты «воздух — воздух», «воздух — поверхность» и управляемые бомбы» скрыты внутри фюзеляжа Су-57 для реализации концепции «стелс». Но при этом русский истребитель обладает сверхманевренностью за счет отклонения сопел двигателей в разных направлениях. У F-22 сопла отклоняются только в вертикальной плоскости.

«Можно сказать, что русский истребитель пятого поколения Су-57, хоть и появился вторым, но обладает большей универсальностью в боевом применении, поскольку изначально проектировался, как универсальный перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, что и было отражено в названии прототипа ПАК-ФА. А вот F-22 уже после „научили „ атаковать наземные цели. Изначально он был только истребителем завоевания превосходства в воздухе“, — отмечает военный эксперт.

В общем, пока эти два истребителя, отражающие военную философию Востока и Запада, сражаются только в виртуальных боях на различных авиасимуляторах. Вероятно, это и к лучшему.