Донецк, 30 сен — ДАН. Беспилотники самого различного назначения давно уже стали «визитной карточкой» современной сетецентрической войны. Они ведут воздушную разведку, корректируют огонь артиллерии и сами в качестве штурмовиков наносят удары ракетами или бомбами.
Особняком стоят так называемые дроны-камикадзе. По сути, это барражирующие боеприпасы, сочетающие свойства разведывательно-ударного комплекса. Мы поговорили с военным аналитиком, гендиректором Бюро военно-политического анализа Александром Михайловым, который в деталях поведал особенности их боевого применения, а также о партнерстве Москвы и Тегерана.
«Летающая балалайка»
Первый факт боевого применения барражирующих боеприпасов российской армией отмечен украинскими войсками 12 сентября в районе Купянска под Харьковом. С большой долей вероятности использовался БПЛА «Герань-2», являющийся российской локализацией иранского Shahed-136.
В Харьковской области уничтожена американская 155-мм гаубица М-77, в Одессе атакованы здания штаба военно-морских сил и командования «Юг» вооруженных сил Украины, а в Затоке, в 25 км от Одессы, уничтожен крупный склад боеприпасов. И это лишь немногие факты успешного применения этих БПЛА.
ВС РФ применяют «камикадзе» группами — от четырех до шести единиц для атаки одного объекта. Нередко они координируются с борта другого, более крупного беспилотника Mohajer-6. Так случилось 23 сентября, когда в порту был атакован буксир. Киев тогда попадание признал. Судно получило серьезные повреждения.
В дальнейшем дрон-камикадзе «Герань-2» среди самих одесситов получил ироничное прозвище «Летающая балалайка» из-за треугольного крыла. Стоит отметить, что такие неофициальные названия даются боевой технике, которая действительно доказала свою исключительную эффективность. Как пример можно вспомнить штурмовик Су-25, получивший наименование «Грач» от советских солдат еще во времена Афганской войны 1979–1989 годов.
Цена/качество
«Это нормальная, на мой взгляд, реакция российской стороны и союзной группировки войск. Ведь не мы первыми стали применять дроны-камикадзе — украинская сторона стала использовать подобные БПЛА, в том числе, и по территории РФ. К тому же Украина продолжает расширять закупки подобных вооружений у западных стран», — отметил Михайлов.
По его словам, преимущества таких беспилотников очевидны: они просты в эксплуатации и, по сути, являются расходным материалом. Кроме того, эти БПЛА довольно трудно обнаруживаются системами ПВО и перехватываются. Но самое главное — применение подобного рода боеприпасов позволяют сохранить жизни личного состава.
«В этом случае основная задача — поднять в воздух, обнаружить цель, а потом о таком беспилотнике можно забыть! Более того, сами эти дроны созданы в Иране изначально в условиях экономических санкций, то есть с полной ориентацией на местные ресурсы и технические решения. В их конструкции нет ничего лишнего и по критерию „эффективность/стоимость“ они вполне отвечают заявленным стандартам», — говорит собеседник агентства.
Военный эксперт добавил, что у ВСУ осталось совсем мало подвижных комплексов ПВО, которые сосредоточены по стратегическим направлениям, а еще меньше — зенитных управляемых ракет к ним. Стоимость одной такой ракеты для уничтожения беспилотника «Герань-2» намного выше, чем цена самого БПЛА. К тому же листва скоро опадет, и украинской армии будет гораздо труднее маскировать тяжелую боевую технику.
«Нужно отдать должное иранским инженерам, которые смогли создать целую линейку беспилотных летательных аппаратов различного тактического назначения», — добавил Михайлов.
«Дроникадзе»
Ударный беспилотник «Герань-2» представляет собой аппарат с треугольным или, как говорят специалисты, дельтовидным крылом и вертикальным оперением на его законцовках. Размах крыльев составляет 2,5 метра, длина — около 2 метров. В движение БПЛА приводит маршевый двигатель внутреннего сгорания с толкающим винтом. Имеется стартовый ракетный ускоритель, позволяющий применять «Герань-2» с мобильной пусковой установки, замаскированной под обычный автомобильный трейлер.
Беспилотник несет боеголовку мощностью порядка 50 кг в тротиловом эквиваленте, что наряду с высокой точностью прицеливания обеспечивает его исключительную эффективность. Дальность полета — до 2500 км. Интересно, что после массированного применения таких БПЛА Россией появилось новое слово — «дрониказе». Вот так новейшая сетецентрическая война меняет даже современный язык.
Кроме разведывательных и ударных БПЛА в арсенале иранской армии имеются и более серьезные разработки, такие как авиационный ударный комплекс Shahed-129 с боевой нагрузкой до 400 кг, которую он может нести на четырех узлах подвески под крылом. Также имеются малозаметные стелс-БПЛА Saegheh.
Кстати, иранцы дают своим изделиям весьма поэтические названия. Например, Shahed переводится как «мученик за веру», а вот Mohajer означает «святой мигрант». Мухаджирами в исламе принято называть мусульман, которые вынуждены переселяться в другие страны ради сохранения собственной веры. Есть также беспилотный разведчик Ababil — «ласточка».
Военно-техническое сотрудничество
«На мой взгляд, в ситуации с использованием иранских беспилотников есть еще и политическая сторона вопроса. Россия показывает условному „коллективному Западу“, что при всем санкционном давлении на нее РФ обладает широкой сетью военно-технического сотрудничества, и многие государства продолжают взаимовыгодное партнерство», — отметил Михайлов.
Известно, что в середине июля 2022 года российская делегация посетила Иран, где ей были представлены иранские БПЛА, в частности авиационный ударный комплекс Shahed-129, дрон-камикадзе Shahed-136 и другие. А уже 25 августа агентство Associated Press сообщило о том, что Россия получила сотни беспилотников из Ирана.
Косвенно поставки подтверждаются и заявлениями, которые прозвучали от иранских военных и политиков. В начале сентября 2022-го командующий Корпусом стражей исламской революции генерал Хоссейн Салами рассказал, что Тегеран продает военную технику собственного производства иностранным заказчикам, среди которых есть и «очень крупная мировая держава».
Кроме того, президент Ирана Ибрахим Раиси заявил, что санкции США против ряда государств заставляют эти страны сближаться, укрепляя их единство. И это делает американские санкции неэффективными.
Позднее министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что Иран выступил против поставок оружия РФ и Украине и не поддерживает ни одну из сторон конфликта. Тегеран также выступает против поставок оружия и Москве, и Киеву от любого другого государства.
Ранее информация о беспилотниках привела к дипломатическому скандалу: Киев лишил посла Ирана аккредитации, Тегеран обещал ответные меры.
А что у нас?
«Российский военно-промышленный комплекс долгое время был сосредоточен на разработке гораздо более сложных и перспективных систем вооружений, таких как истребитель пятого поколения Су-57, который уже применяется в рамках СВО, танк Т-14 „Армата“ или новейшие атомные подводные лодки проектов „Борей“ и „Ясень“. Однако, эффективность применения ударных беспилотников заставила обратить внимание и на этот вид вооружения», — ответил военный эксперт из РФ.
Он добавил, что, в частности, концерном «Калашников» разработаны барражирующие боеприпасы «Куб-БЛА» и «Ланцет», но они пока что проходят испытания с целью разработки концепции их боевого применения. «Куб-БЛА», кстати, очень похож по конструктивным особенностям на «Герань-2», но отличается от нее более компактными размерами.
Немного истории и гениальное прозрение фантаста
Впервые барражирующие беспилотники для обнаружения позиций ливийской ПВО применили израильтяне в 1982 году в долине Бекаа. Противовоздушная оборона ливанцев была эшелонирована по высоте и по дальности. Зенитные ракетные комплексы советского производства «Куб» прикрывались самоходками «Шилка».
Беспилотники перегружали операторов зенитных средств большим количеством ложных целей после чего их атаковали ракетами самолеты, летящие во втором эшелоне. В результате менее чем за сутки уничтожено подавляющее количество ЗРК. Впоследствии на основе этого тактического опыта создан первый барражирующий боеприпас «Гарпия».
Но еще раньше — в 1964 году — был опубликован фантастический роман «Непобедимый» польского писателя Станислава Лема, в котором, в частности, описаны формы эволюции робототехнических механизмов в масштабах планеты. В книге Лем называет это «некроэволюцией» или развитием неживого. Высшей формой этой «роботизированной жизни» стали миниатюрные кибернетические «мушки», которые объединяются в некий «мыслящий рой». В XXI веке идея подобного «роя» беспилотников стала реальностью в рамках новой — сетецентрической войны.