Слева: икона «Троицы Ветхозаветной», написанная на срезе Мамврийского дуба

Донецк, 23 сен – корр. ДАН. Донецкий республиканский художественный музей (ДРХМ) в день своего 82-летия представил новую экспозицию сакрального искусства. Она заняла два зала, специально обустроенных под эту коллекцию.

Подготовка к открытию шла около года. Были отремонтированы помещения, установлено специальное освещение и витрины, реставрирована часть экспонатов. Выставка включает около 80 произведений иконописи, предметы церковного обихода, богослужебные издания. Подобная экспозиция действовала в музее в 2000-2014 годах. С началом войны в Донбассе реликвии укрыли в фондохранилищах.

По словам заведующей научно-исследовательским отделом музея Валерии Солдатовой, в новой экспозиции впервые представлены около десяти икон. Все они прошли реставрацию. Например, на иконе «Чудо Георгия о змие» донецкие мастера восстановили практически полностью утраченный лик святого. Некоторые образа хранились в виде «черной доски» – так называют потемневшие от времени иконы. Темнела олифа, нанесенная для защиты верхнего слоя изображения, и со временем практически полностью скрывала находящуюся под ней живопись.

«Среди экспонатов сакрального искусства есть уникальные. В частности, к таким относится икона «Троицы Ветхозаветной». По преданию, она написана на спиле Мамврийского дуба – того самого под которым по легенде произошла встреча Авраама с Господом. Эта икона была написана в начале ХХ века в Иерусалиме», – рассказала журналистам Солдатова.

Она добавила, что в XIX веке Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела территорию с важными библейскими объектами, в числе которых были Гробница дочери фараона и Мамврийский дуб. На обороте иконы значится, что она была подарена в 1907 году тогдашним главой миссии архимандритом Леонидом епископу чистопольскому Алексию. Более ста лет икона была семейной реликвией, хранясь у сестры, а затем племянника Алексия – протоиерея Исидора Дерезы. Последний жил в Донбассе с 20-х годов прошлого века, а в 1943-м выехал за рубеж вслед за антисоветскими силами. До своей смерти в 50-х побывал в Польше, Австрии, Италии и Австралии. В Донецк реликвия вернулась вместе с потомками Дерезы. В 1996 году, благодаря местному меценату, была приобретена для донецкого музея.

«В представленной экспозиции есть также старообрядческие иконы ветковской школы — очень яркие, декоративные, напоенные фольклорным мироощущением; иконы Русского Севера с территории от Карелии до Печоры; украинские иконы с Черниговщины, Западной Украины, Волыни, Галиции; иконы северо-запада России рубежа XVII – XVIII; иконы владимирских иконописных центров, также представлен академизм рубежа XIX – XX веков», – добавила собеседница. 

Всего же коллекция сакрального искусства ДРХМ насчитывает порядка 150 икон. Она формировалась с 1960-х годов. Первые реликвии были привезены из Закарпатья – это были иконы «Николая Чудотворца» и «Денсус трехфигурный в рост». Обе созданы в Галиции в XVII – XVIII веках. Затем поступали экспонаты из различных уголков СССР, в частности, из московского музея им. Андрея Рублева и Третьяковской галереи. Некоторые предметы подарены меценатами.

Донецкий республиканский художественный музей основан 23 сентября 1939 года. Изначально галерея должна была стать портретной и увековечить героев стахановского движения. Первое собрание насчитывало 250 единиц хранения, но уже в 1940-м оно пополнилось произведениями русской и украинской классики из запасников крупных музеев Украины и России. В Великую Отечественную войну музей не работал. Возобновил деятельность лишь в 1960 году. На сегодняшний день собрание музея превышает 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.