Москва, 18 июл — ДАН. Сольный концерт пианистки Варвары Мягковой прошел в Московской государственной консерватории имени Чайковского в рамках школы-фестиваля Леонида Лундстрема «Донбасский экспресс». Она сыграла для любителей классики вариации сочинений Доменико Скарлатти, Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса и Сергея Прокофьева. За ее выступлением смог понаблюдать корреспондент Донецкого агентства новостей, который в подробностях осветил концерт.
Оттенки влюбленного голоса
Зал постепенно заполняется — здесь люди самых разных возрастов: дети, взрослые, пенсионеры. Ближе к началу приходят десятки парней и девушек в футболках «Донбасский экспресс». И наконец — третий звонок, свет гаснет, и освещенной остается лишь сцена с роялем. Сценическую арку венчает портрет пианиста-виртуоза, дирижера, основателя консерватории Николая Рубинштейна.
На сцене — Варвара Мягкова. В строгом черном костюме, выступает со вступительной речью. Прежде всего, объясняет выбор произведений для программы.
«Это достаточно сложная программа — кажется, даже какая-то бестолковая. Брамс, Шуман, затем Прокофьев и Скарлатти. Начиная с прошлого года, я занимаюсь лабораторной деятельностью, исследую голос, и то, как его можно передать на клавиатуре, как он будет отражаться в разных оттенках. Жесткий, холодный, влюбленный и холодный, влюбленный и уставший. Я очень надеюсь, что ребята, которые у нас занимаются, этому научатся, и у них будет время для исследований. Важно не бояться исследований, не бояться ошибок. Нужно искать, мучиться, терзать, сражаться», — рассказала она.
Пианистка говорит и о миссии музыкантов. По ее словам, сегодня многие думают, что классическая музыка — только для элиты. Якобы именно элита может и должна научиться понимать, слушать разные голоса, уметь распознавать и чувствовать разные интонации.
«И я очень надеюсь, что наши ребята, наша молодежь, разобьет эту традицию. Это музыка абсолютно для всех», — отмечает она.
Финал этого вступления довольно неожиданный. Девушка спросила нейросеть, как бы она уничтожила человечество, будь она Сатаной. Искусственный интеллект ответил, что он бы шаг за шагом ломал людей изнутри. Заставил бы перестать думать, засыпал бесполезной информацией, подсадил всех на зависимость, посеял страх и тревогу. Тогда люди бы сами себя убивали. Однако на пути у таких разрушителей встают созидатели — творцы, которые напоминают нам, как прекрасна и многогранна жизнь. В том числе музыканты.
Прогулка вглубь себя
Варвара начинает играть, и мозг пытается подобрать ассоциацию, понять и осознать, что с ним происходит. Он ищет объяснения в математике. Семь нот, 88 клавиш, три педали, две руки и две ноги у музыканта, всего 10 пальцев. Но откуда тогда столько вариаций и оттенков звука? Как рождается тот самый голос, о котором говорила Варвара?
И вдруг приходит это осознание. Математика удивительна, но здесь она ни при чем. Пианистка в Малом зале увлекает нас всех в путешествие, становится одновременно проводником и рассказчиком — практически экскурсоводом по нашему же внутреннему миру. Вот мы на залитых солнцем лугах, а вот — в холодных северных широтах, на берегу горной реки, в тени раскидистых дубов, в других местах. Места ограничены лишь нашим воображением — и памятью.
А проводница идет вместе с нами и рассказывает истории. Она говорит тихо и вкрадчиво — чтобы описать фантазии Шумана. Затем сурово и временами жестко о размышлениях Брамса. С ироничной усмешкой — об историях Прокофьева. И наконец, возвышенно, поэтично — чтобы вести диалог со Скарлатти.
У знаменитой переводчицы и редактора Норы Галь есть знаменитое произведение «Слово живое и мертвое» — настольная книга многих журналистов, редакторов, писателей. О мертвых словах в свое время писал и великий Николай Гумилев.
Постепенно мозг привыкает к новой аналогии. Есть живое и мертвое слово, а здесь — живая во всех смыслах музыка. Пианистка играет и играет, ведет нас по этой дороге внутреннего поиска, говорит с нами через клавиши. Здесь и рождается эта магия общения, созидающая сила искусства. Благодаря ей наш мир будет не так-то просто разрушить. И когда видишь столько юных музыкантов — участников «Донбасского экспресса», — которые завороженно слушают, следят за руками, а в антракте живо обсуждают произведения и их исполнение, сомнений уже не остается. Мы будем жить. В прекрасном мире, где классическая музыка — для всех. И она помогает нам самим расти над собой.
Напомним, что 12 июля четвертый сезон школы-фестиваля «Донбасский экспресс» открылся на сцене Большого зала Московской консерватории имени Чайковского.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK
Отметим, что в 2024 году «Донбасский экспресс» впервые прошел в российской столице. Его участниками стали 110 юных дарований из разных регионов страны, в том числе 36 ребят из ДНР и 21 — из ЛНР. В конце мая этого года сообщалось, что на образовательную программу Школы-фестиваля Леонида Лундстрема «Донбасский экспресс 2025» по итогам отбора приглашены 97 молодых музыкантов.
Первая Школа-фестиваль Леонида Лундстрема прошла в 2019 году в Евпатории, после этого организаторы провели 10 аналогичных мероприятий в разных регионах страны. С 2022-го проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Среди его целей — интеграция молодых музыкантов Донбасса и Новороссии в единое культурное пространство России, а также выявление, поддержка и профессиональное продвижение начинающих исполнителей.
Донецкое агентство новостей является официальным информационным партнером проекта.