Донецк, 26 ноя – ДАН. Премьера фильма «Небо» российского режиссера Игоря Копылова для многих зрителей стала едва ли не главным событием уходящей осени. Корр. Донецкого агентства новостей побывал на показе кинокартины и рассказал, зачем нам нужно такое кино.

О человеческом выборе

Картина «Небо» не только об авиации или боевых действиях в Сирии с участием Вооруженных сил РФ, а, скорее, о преемственности поколений. При том, что фильм основан на реальных событиях, образы летчиков – все же собирательные. Сначала нам показывают респектабельную семью подполковника Олега Сошникова – заместителя командира авиаполка по летно-тактической и огневой подготовке. Его жена занята подбором дизайна собственного ресторана, глава семьи успешно учит молодых летчиков в Липецком авиацентре и сам летает на фронтовом бомбардировщике Су-24М с изменяемой геометрией крыла. В общем, жизнь – удалась.

Хотя и есть перспектива – перейти с боевого судна в модный ныне сегмент гражданских авиаперевозок. А именно – в бизнес-авиацию. Но подполковник Сошников, прежде всего, служит России, а не зарабатывает на ней.

Однако его жизненный выбор гораздо глубже и драматичнее, чем оказывается на первый взгляд.

О тех, кто не сдался в девяностые

На дворе – «лихие девяностые», и кажется, что вслед за развалом некогда могучего Советского Союза случится и развал России. На плацу военного училища летчиков – командир с кипой рапортов об увольнении курсантов со второго курса. В армию их уже не призовут, и можно со спокойной душой идти на «гражданку» – «делать бизнес» и «набивать карманы».

В эти непростые времена для многих курсантов и офицеров остро встает выбор: оставаться в стремительно деградирующей армии на нищенской зарплате, которую к тому же задерживают, или все же уйти «на вольные хлеба».

Но так поступают не все, и курсант Сошников – из тех, кто остался. Несмотря на то, что в 90-е даже керосина для летной учебной программы катастрофически не хватало. Даже боевые летчики с трудом поддерживали мастерство пилотирования боевых крылатых машин. В строевых частях тогда налет снизился до мизерных 20 часов в год при минимальной физиологической норме, позволяющей летчику не терять навыков, в 80 часов.

Кстати, знакомый служил в те годы в элите военной авиации России – в 279-м отдельном корабельном истребительном авиаполку. На вооружении этой авиационной части стоят палубные истребители Су-33, составляющие авиагруппу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов». Так вот он рассказывал, что в 1994-1995 годах им в день полетов могли выделить всего лишь по столовой ложке сгущенки: настолько нищей тогда была российская армия.

И вот в таких условиях курсант Сошников все же получает лейтенантские погоны и право летать на сложнейшем боевом самолете. Более того, он попадает в элитный Липецкий авиацентр, где ведется подготовка к боевому применению летчиков и самолетов.

Кадр из фильма "Небо"

В этой сюжетной линии отчетливо прослеживается простая и ясная мысль: благосостояния сейчас достойны те, кто в «лихих девяностых» не предал Родину в угоду собственным мелочным интересам. К тому же личное благосостояние – это одно из слагаемых общего блага государства.

Когда каждый рубль – на экране

«Небо» – дорогой фильм, и это как раз тот случай, когда каждый потраченный рубль виден на экране. Желание режиссера снять качественное кино, намерение Минобороны РФ получить столь же качественную экранизацию реальной истории и стремление липецких летчиков увековечить память о сослуживце явно сработали на единый результат. И это – прекрасно!

Одной из важных локаций съемочного процесса стал Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиаперсонала и войсковых испытаний МО РФ им. В.П. Чкалова. Именно здесь, на базе 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиаполка, опытнейшие летчики «пересаживают» пилотов строевых частей Воздушно-космических Сил (ВКС) РФ на новейшие машины, такие как многоцелевые сверхманевренные истребители Су-35С и Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25СМ3, легкие истребители МиГ-29 и МиГ-35.

Кадр из фильма "Небо"

Кстати, в Липецке существует интересная легенда, которая как раз и восходит к неустроенным временам «лихих девяностых». Когда в 2000 году Владимир Путин, будучи и.о. Президента РФ, летел из Краснодара в Грозный на учебно-боевом двухместном Су-27УБ, «спарку» пилотировал тогдашний начальник Липецкого авиацентра, летчик-снайпер Александр Харчевский. Путин тогда сказал: «Проси, чего хочешь!» Харчевский попросил керосин для своих пилотов, чтобы они смогли завершить годовую летную программу.

Боевое лётное братство

В фильме, который снимался в Крыму, Липецке и Сирийской Арабской Республике, очень хорошо показано боевое лётное братство и реальная боевая работа. Неискушенному зрителю сразу же бросается в глаза довольно неформальное общение в профессиональной среде пилотов. К офицерским званиям там, конечно же, относятся с уважением, но еще больше ценятся человеческие качества. Вольности в обращении, кстати иногда бывают вообще на грани фола. Лётная поговорка гласит: «Когда бог создавал на земле порядок, авиация была в воздухе».

Тем не менее, теплота и уважение к профессиональным и личным качествам сквозят в каждом эпизоде. Актерам и режиссерам удалось передать эту особенность, которая очень важна для понимания сюжета.

Кадр из фильма "Небо"

Также тепло и с пониманием показаны отношения летчиков боевой авиации и их жен. Ведь, согласно цитате из советской киноклассики, «чтобы стать женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта, и помотаться с ним по гарнизонам». Жена военного - это, можно сказать, отдельная, не менее героическая, а зачастую и трагическая стезя. Жены летчиков и любят, и скандалят, и ревнуют своих повзрослевших мальчишек с седыми висками за одно и то же – за верность небу и долгу офицера. Даже собравшись за праздничным столом, пилоты все равно «летают», все разговоры – о самолетах.

«Матчасть»

Можно сказать, что фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М является таким же важным «героем» фильма, как и «те, кто в нем сидит», – говоря словами песни Владимира Высоцкого «Як-истребитель».

Первый полет эта крылатая машина совершила еще в далеком 1970 году, но, тем не менее, это и сейчас грозный воздушный боец. Кодовое название по классификации НАТО – Fencer – «Фехтовальщик». И не зря. Самолет изначально создавался в СССР как один из первых носителей высокоточного управляемого вооружения класса «воздух-поверхность». Обладая мощным радаром, телевизионной системой прицеливания и лазерным дальномером-целеуказателем, он как раз и предназначен для точных «шпажных уколов» по малоразмерным объектам противника. Причем в условиях активного противодействия с земли.

Изменяемая геометрия крыла позволяет Су-24М оптимизировать взлетно-посадочные характеристики и одновременно позволяет выполнять полет на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности на сверхзвуке. Но выполнение подобных режимов требует от летчика и штурмана-оператора высочайшего летного мастерства. Именно эти особенности реалистично показаны в фильме «Небо».

Еще одна тонкость в том, что «Фехтовальщик» теперь уже можно показывать со всех ракурсов. Дело в том, что в ВКС России он уже заменяется на еще более совершенный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 «Адский утенок». Своеобразный «боевой дебют» этих ударных самолетов как раз и состоялся в рамках операции ВКС РФ в Сирии. Самолеты зарекомендовали себя отлично, но снимать их пока что в деталях нельзя, поскольку машины и их специальное оборудование все же секретное.

Вообще современной техники в фильме очень много: кроме знаменитых истребителей Су-27СМ3 и «бомбовозов» Су-24М, в кадре мелькают штурмовики Су-25СМ3, новейшие боевые транспортно-десантные вертолеты, в том числе, знаменитые «Аллигаторы» – Ка-52, прямые потомки не менее известной «Черной акулы» – Ка-50. Уместно заметить, что боевые испытания «Черная акула» проходила в кампании на Северном Кавказе, а теперь уже «Аллигаторы» гораздо более массово воюют на Ближнем Востоке. Налицо тоже своеобразная «преемственность поколений» - по классам вооружений.

Кадр из фильма "Небо"

Отдельной сюжетной линией проходят действия Сил специальных операций Минобороны. Останавливаться на них мы не будем, чтобы не оставлять «спойлеров», но поверьте – сцены боевой работы подразделения ССО сняты очень интересно и динамично.

Подытоживая, можно сказать, что фильм «Небо» получился не только качественным военным блокбастером, но и по-настоящему многогранным произведением, которое раскрывает судьбы людей в непростые времена и в экстремальных условиях. Это рассказ о тех, кто защищает небо нашей общей большой Родины.

***

«Небо» – художественный фильм режиссера Игоря Копылова. В основу сюжета лег воздушный инцидент 24 ноября 2015 года: турецким истребителем F-16C был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М в небе над сирийско-турецкой границей. Самолет упал на территории сирийской провинции Латакия. Пилот и штурман катапультировались, однако командир экипажа подполковник ВКС РФ Олег Пешков погиб во время снижения на парашюте в результате обстрела с земли со стороны антиправительственных вооруженных формирований. Штурман Константин Мурахтин эвакуирован в ходе поисково-спасательной операции. Во время ее проведения погиб морской пехотинец Александр Позынич, протурецкими террористами был уничтожен вертолет Ми-8.

Действия Турции вызвали резко негативную реакцию России и привели к значительному ухудшению российско-турецких отношений. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 27 июня 2016 года выразил глубокое сожаление по поводу произошедшего и подчеркнул готовность делать все возможное для восстановления дружественных отношений с Россией. Спустя меньше месяца два пилота F-16 ВВС Турции, сбившие российский Су-24, были арестованы за участие в попытке госпереворота.