Архип Иванович Куинджи — имя, которое звучит в истории русского искусства как символ невероятного дара видеть и передавать свет. Выходец из бедной семьи мариупольских греков стал одним из самых ярких пейзажистов XIX века. По общему мнению и современников, и более поздних исследователей его творчества, Куинджи был не просто художником, а философом света, который сумел раскрыть природную красоту Приазовья так, как никто до него.
Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника греческого происхождения Ивана Христофоровича Эменджи (фамилия на крымско-татарском языке означала «золотых дел мастер», «ювелир») в местечке Карасу (Карасевка) под Мариуполем, на берегу Азовского моря. Точный год рождения будущего мастера до сих пор вызывает разногласия — 1841, 1842 или 1843. Мальчик рано остался сиротой — родители умерли, когда ему было около четырех лет, и он воспитывался у тети и дяди по отцовской линии.
Еще ребенком Куинджи проявил страсть к рисованию — он рисовал на стенах, заборах, на обрывках бумаги. Учился плохо и долгое время с трудом читал и писал, но при этом был очень наблюдательным. Родина Куинджи — Мариуполь и его окрестности — стала для него позднее источником вечного вдохновения. Именно здесь он впитал чувство цвета и света, которое потом проявилось в его знаменитых полотнах. Русско-советский пейзажист, автор многочисленных воспоминаний о художниках-передвижниках Яков Минченков писал о Куинджи:
«Он опрокидывал все правила, все рецепты и делал так, как бродило у него в голове от воспоминаний далекого детства, когда он с подругой, пастушкой Настей, просиживал ночи на берегу речки в Мариуполе, упиваясь лунным светом и блеском воды на реке и взморье».
В детстве Архипу приходилось много трудиться — пасти гусей, помогать на строительстве церкви, вести учет кирпича у подрядчика Чабаненко, подрабатывать у хлеботорговца Аморетти. Последнему, по одной из версий, молодой Архип обязан возможностью отправиться на учебу к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому в Крым. По другой, это предложение ему сделал феодосийский купец Антоний Дуранте.
Четырех часов в день достаточно
В 15 лет Куинджи действительно отправился в Феодосию и поселился в усадьбе Айвазовского, где помогал по хозяйству, растирал краски и красил заборы. Считается, что первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского, Адольфа Фесслера, который в то время гостил в Крыму. Однако сам именитый художник, вернувшись из очередной поездки, отказался взять Архипа в ученики и посоветовал ему отправиться на учебу в Одессу или Санкт-Петербург. Не имея денег на такую поездку, Куинджи в последующие годы работал ретушером в фотомастерских в Мариуполе, Одессе и Таганроге. При этом рисование оставалось его главным увлечением, и он посвящал ему все свободное время. Сам он впоследствии рассказывал:
«Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении. А чтобы стать художником, достаточно и четырех часов каждый день».
Наконец, в 1865 году Куинджи решился отправиться в Петербург, чтобы поступить в Императорскую академию художеств. Он несколько раз пытался стать вольнослушателем и лишь с третьей попытки сумел добиться своего, представив на суд экзаменаторов полотно «Татарская сакля в Крыму».
Художник света
Во время учебы Архип знакомится с художниками-передвижниками, в числе которых были Иван Крамской и Илья Репин. Общение с ними оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. Молодой мастер отказывался просто воспроизводить традиционные виды и сюжеты. Вместо этого Куинджи всматривался в игру света и тени, чем иногда шокировал более консервативных преподавателей. Репин говорил о Куинджи:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».
В 1870-е годы происходит прорыв в творчестве Куинджи. Картины «Вечер на Украине» (1878) и «Березовая роща» (1879) стали одними из первых, в которых наиболее отчетливо проявился уникальный подход мастера к цвету и свету. Эти работы принесла автору широкое признание и во многом определили дальнейшее направление его творчества. Про «Вечер на Украине» Крамской говорил:
«Я совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность. Через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть».
Следующий этап — создание картины «Лунная ночь на Днепре» (1880), которая стала визитной карточкой художника. Здесь Куинджи демонстрирует мастерство передачи света ночи, особого, холодного и одновременно теплого от лунного сияния. В 1900-х годах создается «Радуга» — картина, которая показывает, как свет и атмосферные эффекты могут служить языком искусства. Это одна из самых сложных и прославленных работ Куинджи; тонкая работа с цветом и иллюзией радужных переливов стала новаторской.
Впоследствии «Лунная ночь на Днепре» была куплена великим князем Константином Константиновичем, который взял ее с собой в кругосветное путешествие. В результате под действием морского воздуха состав красок на полотне изменился, и хотя Куинджи ее реставрировал, оригинальный блеск вернуть не удалось. Среди других наиболее значительных работ «взрослого» Куинджи — «На острове Валааме» (1873 год), «Забытая деревня» (1874), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), «Красный закат», «Море. Крым» и «Ночное» (1908).
В 1894 году Куинджи был назначен руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге. В этот период он стал весьма влиятельным педагогом, под его руководством обучались такие известные художники, как Константин Богаевский, Николай Рерих, Аркадий Рылов и Александр Борисов. Еще в 1886 году Куинджи купил за 30 тысяч рублей участок в Крыму площадью 245 десятин возле поселка Кикенеиз и первое время жил там с женой уединенно в шалаше. Со временем на этом участке возникло небольшое имение Сара Кикенеиз, куда Куинджи часто приезжал со своими учениками для проведения летней практики на пленэре.
Философ натуры
Архип Иванович был известен своим требовательным отношением и к себе, и к своим ученикам. Его методика преподавания была необычна:
«Я учу так учеников: забудь все виденное на картинах художников и посмотри на мокрую от дождя тумбу… Пойми ее блеск, разгадай, как и отчего она блестит… Передавай в картине сущность и впечатление».
В свою очередь современники отмечали, что Куинджи был не просто мастером, но философом натуры. Журналист и издатель Алексей Суворин говорил:
«Куинджи понял природу гораздо выше, чем понимали ее до сих пор натуралисты… Он не сидел с палитрой в руках, а наблюдал, чувствовал и мыслил… Вот в чем его могущество».
В дополнение к своим художественным достижениям, Куинджи славился благотворительностью, регулярно помогая молодым художникам и финансируя развитие искусства. Сохранились свидетельства, что он тратил значительные суммы на обучение своих учеников и поддержку их творчества. Помимо этого, художник был известен своей любовью к птицам. Проживая в Санкт-Петербурге, каждый день ровно в полдень, когда ударяла пушка Петропавловской крепости, он выходил на крышу своего дома с мешком зерна и кормил городских голубей, воробьев, галок и ворон. Птицы собирались вокруг него в огромном количестве, без страха садились ему на плечи, руки и голову. Раненых и ослабевших животных он лечил. Известен случай, когда Куинджи собственноручно сделал трахеотомию птице, вставив в ее горлышко маленькую трубочку.
Умер Архип Куинджи 24 июля (6 августа по новому стилю) в Санкт-Петербурге. Уроженец Мариуполя вошел в историю мировой живописи не только как признанный мастер, но и как один из основоположников русского люминизма (от латинского lumen — свет). Его уникальный дар и экспериментальный подход к освещению и тональным эффектам предвосхитили и дополнили европейский импрессионизм и постимпрессионизм, хотя Куинджи шел своим путем, уделяя особое внимание не столько передаче реалистичной картины, сколько созданию определенного настроения и ощущения природы. Коллеги и искусствоведы безоговорочно признают его новаторство, а некоторые считают Куинджи одним из самых загадочных художников своего времени.
Александр Медников