Завкафедрой русского языка Донецкого национального университета, профессор Вячеслав Теркулов
Донецкого языка не существует, есть донецкий региолект – территориальная разновидность языка, которая пришла на смену диалекту. Диалекты были связаны в первую очередь с сельской местностью, региолекты – с городской. Это совокупность разновидностей речи, которые несут в себе региональные черты.
Есть несколько причин, чтобы их изучать. Первая, чисто прикладная, - школьный учитель должен знать с какими языковыми, речевыми ошибками ему придется бороться. Мы даем информацию о таких ошибках с точки зрения литературного языка. Вторая причина заключается в том, что региолект – отражение ментальности. Если какие-то слова, те же «тремпеля», «тормозки», «ставки» сохраняются, то значит они имеют какую-то ценность, а значит мы можем изучить особенности сознания наших жителей. Это нужно, чтобы спрогнозировать, спрограммировать дальнейшие пути в гуманитарной политике. Мы можем не заметить, что наша речь отличается, но заметит кто-нибудь другой и воспользуется в своих целях.
Хомский (американский лингвист Ноам Хомский — прим. ДАН) когда-то написал статью, в которой изложил десять базовых признаков манипулирования. Смысл был такой: люди, если делают так-то и так-то, вами манипулируют. Если мы не воспользуемся этими знаниями, то будем проигрывать в этой области. Таким образом, исследование донецкой речи покажет особенности мировосприятия региона и особенности политики по отношению к нему.
Ранее Теркулов заявил, что изучение русистики в Донбассе вышло на новый уровень после отделения от Украины. *зх*мк*пп