Донецк, 6 ноя – корр. ДАН. Юные музыканты выступили сегодня с концертом в рамках юбилейного – сорокового – Международного фестиваля гитарного искусства «Хрустальные струны». Богатый репертуар и прекрасное исполнение сложных классических композиций были по достоинству оценены зрителями.

Главная особенность фестиваля как раз и заключается в том, что здесь могут выступить не только известные, но и начинающие музыканты. Театр, как известно, начинается с вешалки, а продолжается в комнате для репетиций. Здесь молодые исполнители не только шлифуют многократно сыгранные композиции, но и стараются справиться с волнением перед выходом на сцену.

«Есть такое понятие, как сценическое волнение, с которым тоже нужно справляться. Чувства, которые обуревают тебя на сцене, необходимо перевести в эмоциональный посыл, который нужно донести до зрителя, передать этот незримый импульс, в котором сконцентрировано еще и твое отношение к музыке, к тому произведению, которое ты исполняешь в данный момент на сцене», – говорит гитарист Донецкой филармонии Евгений Сапсалев.

Ему, молодому, но уже профессиональному музыканту, как никому другому, знакомы подобные чувства.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой зрителей в зале немного, но музыкантам это не столь важно, они дарят свое искусство Urbi et orbi – «городу и миру». Тем более что и сам организатор старейшего на просторах бывшего СССР фестиваля также находится здесь. Доцент Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева, солист Донецкой государственной академической филармонии Павел Иванников внимательно следит за выступлением. Среди юных дарований немало и его студентов.

«Произведение, которое я играла, называется La Muerte, в переводе с испанского – «Смерть». Мелодия сама по себе очень плавная и красивая, не сильно соответствует названию», – говорит Анна Орехова.

Она учится в Музыкальной академии имени Сергея Прокофьева на первом курсе магистратуры и одновременно преподает в Музыкальной школе № 1 имени Николая Леонтовича в Донецке. Анна Орехова планирует и дальше совершенствоваться и как педагог, и как музыкант. Она занимается игрой на гитаре с 16 лет. По словам исполнительницы, ее привлекает особое звучание инструмента, неповторимый тембр, а также разнообразие концертной программы.

«Приходится сталкиваться с мнением, что во времена пандемии и войны не до музыки, но я считаю, что это в корне неверный подход. Мне кажется, что вся эта сложная ситуация аккумулировала человеческие силы, в том числе и творческие, творчество продолжает развиваться на новом уровне. У нас музы не молчат!» –  говорит Анна.

Учащийся школы искусств №6 Буденновского района шахтерской столицы Иван Яковенко исполнил баркаролу Франческо Минисетти «Вечер в Венеции».

Баркарола – это песня венецианских гондольеров, чьи изящные вытянутые лодки скользили по каналам этого уникального города, одного из символов эпохи Возрождения. И мелодия – такая же легкая и ритмичная, слегка меланхолическая, словно удары узких весел по воде…

«Искусство нужно всегда, и не важно, что происходит. Даже если карантин, пандемия, война – все это преходяще. Нужно заниматься музыкой и для окружающих, и для себя», – считает Иван.

Продолжив его мысль можно добавить: Vita brevis, ars longa (с лат. «Жизнь – коротка, искусство – вечно»). Если учесть, что бессмертные слова принадлежат «отцу медицины», древнегреческому целителю Гиппократу, то к ним стоит прислушаться…

«Чем культурнее народ, тем он более сильный. Поэтому мы стараемся со своей стороны поддерживать нашу музыку, развивать ее, – утверждает Евгений Сапсалев. - Можно привести примеры, когда музыку используют как своеобразную психотерапию. Могу сказать, что музыка и вообще культура – это самое мощное по силе воздействия оружие».

Сапсалев постоянный участник фестиваля «Хрустальные струны» еще со времен студенчества. Он окончил Музыкальную академию имени Прокофьева по классу гитары, сейчас выступает в дуэте с Павлом Иванниковым.

«Я у него 10 лет учился, он требовательный, но справедливый и отзывчивый – всегда понимал, помогал», – говорит Евгений.

Переливы хрустальных гитарных струн в тонких пальцах юных донецких дарований все продолжались, одна классическая композиция сменяла другую. Глядя на ту легкость, с которой музыканты исполняли сложные произведения, и не верилось, что всего несколько минут назад в комнате для репетиций они боролись с тем самым «сценическим волнением». Но юношам и девушкам удалось побороть эти чувства, обуздать их и направить поток переживаний на зрителя вместе с волнами чарующей музыки.

«Я очень часто прихожу в филармонию. Музыка позволяет отрешиться от проблем и забот, искусство действительно поддерживает в сложных жизненных ситуациях, – говорит зрительница Ольга. – А ребята на сцене – просто молодцы!»

***

Фестиваль гитарного искусства «Хрустальные струны» проводится с 1981 года. Одними из инициаторов его проведения выступили братья Павел и Аркадий Иванниковы. Сейчас Аркадий живет и работает в Москве, его брат Павел по-прежнему в Донецке — выступает в филармонии. В разное время в рамках фестиваля на сцене в Донецке выступали такие известные гитаристы, как Карло Маркионе из Италии, Райнберг Эверс и Вольфганг Вайгель из Германии, Беата Бетковская из Польши и многие другие. Отдельные концерты проходят с участием Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева и камерного оркестра «Виола».