Фото: Донецкое агентство новостей

«Как мой дядька говорил: „Если слушатель выходит с концерта и у него не выросли крылья — значит, мы зря трудились. Будем надеяться, что искусство состоится“», — цепко, чуть с мягкой улыбкой в глазах смотрит на собравшихся полукругом журналистов Леонид Лундстрем, племянник джазмена Олега Лундстрема. Встретиться со СМИ солистам его творческой лаборатории удалось в Чите после нескольких дней путешествия по Забайкальскому краю с концертами, где они играли Баха, Генделя, Виссариона Шебалина и Роберта Шумана.

Тарбагатай

В селе Тарбагатай Забайкальского края нынче снежно. Здесь живёт порядка двух тысяч человек, и отсюда, например, до города Донецка на машине — больше 6 тысяч километров и почти 5 суток хода. Это если без поломок и долгих остановок. И вряд ли эта условная нитка была бы в первые январские дни такой явной, если бы… не скрипки 300-летней давности. Впрочем, обо всём по порядку.

«Тарбагатай» — это производное от бурятского «тарбаганы», то есть сурки. В этот край степей и тайги, сменяющейся широкими степными равнинами, часто ездят разве что местные чиновники, заглядывают районные артисты, а такого, чтобы приезжал кто-то издалека, не было давно.

Когда организаторы третьего рождественского фестиваля «Донбасс. Забайкалье. Вместе» только планировали его географию, было решено, что отсюда-то в этом году этот фестиваль и начнётся: село оказалось удобным для того, чтобы от концерта здесь продвигаться сначала в город Хилок, потом — дать концерт в селе Сохондо Читинского района и завершить эту часть праздника концертом классической музыки в Чите. В их числе был и организатор фестиваля, скрипач-виртуоз Пётр Лундстрем.

«Для нас очень важно, что мы начали фестиваль с Тарбагатая, а предпоследний концерт Творческая мастерская Леонида Лундстрема сыграла в селе Сохондо, где не живёт и тысяча человек. Для нас радость приезжать в самые дальние уголки нашей Родины. В Сохондо живёт тысяча человек, и там зал на 100 мест был забит: 10% населения пришли. Представляете, что такое 10% в Москве? Два миллиона человек пришли бы. Вот примерно такие пропорции», — сказал Лундстрем-младший, рассказывая журналистам про поездку.

В Хилке артистов немного удивили, сказав, что на хилокской земле творческая лаборатория будет выступать второй раз. Чуть повспоминав, артисты согласились: действительно, как-то играли концерт в крохотном селе Линёво Озеро.

В этот раз рождественского чуда было больше: в крохотные забайкальские сёла с домиками, дымящими на морозе в минус 30 градусов, привезли концерт, который играли на уникальнейших старинных инструментах — скрипках Санто Серафина, знаменитого мастера начала 18-го века, скрипке из государственной коллекции мастера школы Николо Амати, итальянской виолончели 1732 года. Никогда эти укрытые снегом дома культуры не слышали ничего подобного.

Чуть фестивальной истории

Первый рождественский фестиваль «Донбасс. Забайкалье. Вместе» прошёл зимой 2023 года. По словам Петра Лундстрема, его идею подал губернатор региона Александр Осипов.

«Александр Михайлович тогда предложил мне придумать концепцию фестиваля, который бы поддержал наших ребят: и раненых, и мобилизованных, и вообще всех наших бойцов. В итоге получился такой музыкально-поэтический „форум“, на который, помимо классических музыкантов, приезжают замечательные поэты, топовые рок-группы», — сказал Лундстрем.

На первом фестивале зимой 2023 года перед зрителями выступили группы «Джанго», «Зверобой», «Калинов мост», на втором к публике вышли Сергей Галанин и группа «Серьга», Александр Ф. Скляр, а в этом году приедут группа «Аффинаж», рэпер Рич, который, помимо концерта, представит забайкальцам пронзительный моноспектакль «Папа».

Чита: от классики — к шансону, от шансона — к стихам

Буквально за день до концерта творческой мастерской с поющими скрипками Серафина и Амати в Чите во время этого же рождественского фестиваля выступил шансонье Александр Дадали.

«Здесь, на фестивале, случайных людей нет. Я не знаю, сколько тысяч концертов он сыграл на фронте с 2014 года. Это человек, который давал и до сих пор даёт по восемь концертов в день. Александр Дадали приехал с фронта в Читу, отработал здесь 2 дня, прыгнул в самолёт и уехал обратно на фронт. Легендарные люди на самом деле с нами на этом фестивале», — так ответил на вопрос о соседстве на фестивале классики и шансона Пётр Лундстрем.

Впрочем, с линии боевого соприкосновения прилетел не только Александр Дадали. На день позже него в Чите оказался сапёр, писатель и поэт — победитель национальной литературной премии «Слово» Дмитрий Филиппов.

«Ты мне пишешь, что выпал снег,
Бахромою укутав сосны…
Драгоценный мой человек!
Необъятный мой свет, мой космос!
А на улице вот бедлам!
И снежки, и замёрзшие слезы.
По волшебным спешат делам
Захмелевшие Дедморозы.
Ты мне пишешь, что каждую ночь
Просишь Бога явить нам милость,
Что взрослеет без папы дочь,
Что тебе наша свадьба снилась.
Пусть зима и метели пусть,
Пусть молитвенник в изголовье.
Отвечаю, что я вернусь.
Я живой! Из Донецка с любовью!

Дмитрий прямо в день прилёта, всего через несколько часов, читает свои стихотворения про бои и друзей, жизнь и гибель, но больше — про любовь и про то самое тёплое, что греет в любом окопе — семью. Он действующий офицер российской армии, и вопрос об участии Дмитрия Филиппова в фестивале решался достаточно долго. В Читу поэт прилетел всего на несколько дней — ровно на столько, на сколько отпустили командиры. Там, на передовой, сегодня его реальность — именно такая, а ведь всего несколько лет назад этот скромный мужчина, сегодня так спокойно читающий стихи в притихшей, почти не дышащей аудитории, был госслужащим. На фронт он ушёл добровольцем осенью 2022 года, сняв бронь.

«Все наши усилия, если не происходит изменений в сердце человека, не нужны. И это преображение, которое предвещает Рождество… Всё начинается с Рождества», — заметил в разговоре с журналистами Леонид Лундстрем.

А ведь действительно: что, если не Рождество, смогло бы объять, объединить такие разные виды искусства, музыки, такие разнящиеся стили и всех тех людей, которых Забайкалье на фестиваль пока только ждёт: группы «Аффинаж» и «Алису», рэпера Рича? Что, если не оно, протянуло нить поддержки из далёкого заснеженного края на Дальнем Востоке за тысячи километров ко всем тем, кто сейчас находится в Донбассе и Новороссии? И что, если не оно, кому-то подарит, а кому-то укрепит надежду на главное: в то, что мирная счастливая жизнь — будет.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!